вівторок, 8 жовтня 2013 р.

Park the bus. Немного об автобусах в футболе

Блоггер shachtar (на isport.ua) попросил подробнее ответить на его вопрос о том, что такое парковка автобуса.
Что ж, думаю, имеет смысл, не смотря на то, что я рассматривал эту оборонительную стратегию и тактику ранее.


История
Официально принято считать, что термин был использован Жозе Моуриньо (да-да), после домашнего матча с Тоттенхэм Хотспур в сезоне 2004-2005 гг. Цитата Особенного в оригинале:
As we say in Portugal, they brought the bus and they left the bus in front of the goal. I would have been frustrated if I had been a supporter who paid £50 to watch this game because Spurs came to defend. There was only one team looking to win, they only came not to concede - it's not fair for the football we played.
Термин приобрёл унизительную форму и часто применяется к месту и ни к месту. Обычно, считается, используется командами, которые не обладают нужной техникой, тактическим мастерством.
Также считается, что снижается зрелищность игры. Многие считают, что победа, полученная с помощью автобуса, несправедливая, не такая и вообще – плохо.
Холодные головы, обычно, говорят, что игра забывается, а результат остаётся. Решать вам.
Самое интересное, что данную тактику Моуриньо использовал во время работы в Португалии. Да и после работы в Челси тоже.

Симметричный ответ
Я не буду подробно останавливаться на этом аспекте, но «парковка автобуса» является логичным ответом на тактику многих современных команд.
А именно:
- быстрая атака;
- владение мячом;
- большое количество среднего и короткого паса в фазе развития атаки;
- атака завершается проникновением в штрафную через средний и короткий пас с ударом по воротам с близкого расстояния.
Конечно, можно подобно Артуро Гатти (боксёр) идти на «размен ударами», но всегда ли это оправдано?

Стратегия и тактика
Данная тактика может быть как следствием стратегии, так и ситуативным решением.
Для начала, в чём суть футбола? В результате. Вы должны набрать 3 очка, одержать победу в кубковом противостоянии (1 или 2 матча).
Тренер может выбирать оборонительную стратегию на матч изначально. Или же, корректировать стратегию, по ходу матча и играть на удержание позитивного счёта.
Оборонительная стратегия не является новейшим изобретением, с появлением «тики-така» или Барселоны. Оборонительной стратегии придерживались итальянские команды, сборная Германии и даже… Динамо Киев.
Здесь мы видим связь и с таким понятием, как «турнирная стратегия». Конечно, она зависит от турнира (чемпионат, кубок, чемпионат Мира или Европы).
Можно ли считать оборонительную стратегию исключительно слабостью команды? По-моему, да, но отчасти.
На решение тренера могут влиять различные факторы. От физического состояния его игроков до философии. Если во главе философии результат, то это не самый худший выход. Если перед вами маячит полуфинал или даже финал престижного турнира, то вы хорошо подумаете над своими решениями.
Отметим и то, что большинство новых тренеров, приходя в команду, начинают работать с защитой. Именно с защитой. И построение обороны, как правило, может отнимать много сил и времени.
По большому счёту, многие современные тренеры (Клопп, Моуриньо, Лёв) стараются своей тактикой нивелировать тактику соперника. А лучше сказать, убить тактику соперника.
Выбирая оборонительную стратегию, вы будете делать ставку на оборонительную тактику.

Суть автобуса
Суть тактики «парковка автобуса» кажется простой. Ваши 4 защитника сужают и максимально плотно играют в собственной штрафной. Спереди формируется «редут» из троих полузащитников. Они играют очень плотно к линии обороны. Два крайних полузащитника также «садятся» вниз и закрывают фланговые зоны от проходов крайних защитников соперника.
Один полузащитник прессингует центральную полузащиту соперника, мешая им конструировать атаки из глубины, переводить мяч на фланги, то есть, менять направление атаки. Единственный нападающий может прессинговать центральных защитников соперника. По крайней мере, он их «напрягает», заставляя центр обороны «отжиматься» от основной массы игроков.
Вообще впереди есть варианты. Например, центрфорвард может занимать позицию на фланге. Там, как правило, образуются свободные зоны. Сюда достаточно вынести мяч, и получится быстрая атака. А центральный полузащитник атакующего плана может подключиться в середину, как центральный нападающий. Может идти атака и через крайних полузащитников, вингеров. В любом случае, спереди остаётся 1-2 человека. А в особо «жарких» эпизодах, форвард также может отходить глубоко назад.
Итак, суть «парковки автобуса» в том, что обороняющаяся команда садится низко, практически к своим воротам и закрывает, количественно, середину.
Выход в атаку осуществляется длинным пасом в сторону нападающего или быстрого крайнего полузащитника, вингера.
Обороняющаяся команда играет, практически, без мяча. Она не владеет и территорией. Она просто насыщает зону перед воротами игроками. Отдать пас, сыграть на скорости,  для атакующей команды, очень сложно. Игроков соперника много.

Всё ли так просто?
На первый взгляд тактика кажется простой. Но бывают досадные исключения, вроде ответного матча Милана и Барселоны в прошлом сезоне ЛЧ. Итальянский клуб не смог удержать приемлемый результат по сумме двух матчей. Конечно, Милан не пытался парковать автобус в полном смысле этого слова. Это было оборонительная тактика с возможностью быстрого выхода в атаку силами Эль Шаарави. Но тактику изменила Барселона.
Первый и очевидный момент, изменение тактики соперником способно разрушить даже самые «стройные редуты».
В оборонительную тактику начала финальный матч ЛЧ и Бавария. Единственным моментом, который мы можем указать, Бавария старалась владеть мячом на своей половине поля.
Если ваш «автобус» будет стараться владеть мячом, то вы вымотаете соперника и сможете переломить ход встречи. Но, согласимся, такой подход требует не только мастерства, но и хладнокровия. А также, правильного позиционирования игроков.
Но даже если вы играете так, как Челси Ди Маттео, всё равно проблемы остаются. Нужно отличное взаимодействие 8-9 человек. Любой неудачный рикошет, выставленная рука, нога, могут сыграть против вас. Должна работать короткая подстраховка.
А если атакующая команда владеет мастерством навеса и мастерами игры головой? Ситуация для «автобуса» усложняется. Нужно иметь своих мастеров игры головой. Нужно «выдёргиваться» на тех, кто умеет подать.
И всё же признаем. Не смотря на кажущуюся простоту, «парковать автобус» сложно. Но эта тактика и стратегия позволяет влиять на игру и получать результат.

Другая сторона медали
Нужно сказать, что на поле две команды. И если одна команда выбрала «парковку автобуса», то поведение другой команды, мягко говоря, вызывает вопросы.
Допустим, атакующая команда владеет мячом, в среднем на сезон, 70 % времени. В конкретном матче, против «автобусников», этот показатель может составить и 90 %. А толку?
Атакующая команда топчется вокруг «автобуса», оккупировала фланги, катает мяч справа налево. И снова, слева на право. А проникновения нет. Команда боится отдать мяч сопернику. Или отберут или перехватят пас. А почему атакующая команда боится?
Это, кажется, действительно глупо. Ведь стоит отдать сопернику мяч, дать ему возможность поиграть, он «раскроется». Он просто вынужден это будет сделать. Не будут же они выносить мяч вратарю атакующей команды и в аут всё время?
Также можно отметить, что слабо используются дальние удары. Атакующие команды остаются верны своему принципу – завести мяч в ворота.
Тактика также редко меняется. Но, как показала та же Барса, достаточно создать «перегруз» из двух классных игроков в одной зоне, как даже самые плотные редуты становятся проходимыми.
Варианты «обойти автобус» есть. И поверьте, мы скоро их увидим.

Аналогии из хоккея
Во времена СССР и чешского хоккея меня раздражала сборная Чехословакии. Как играла эта сборная, хорошо описано в одной из книг А. Тарасова. Суть была простой. Игроки Чехословакии выстраивались на синей линии в своей зоне и всё. Как играть против них? Сложно. Просто невероятно сложно. Нужно не просто исключительное мастерство хоккеистов или тактика, нужна нестандартность решений.
В современном хоккее используется «трэп (трап?)», или так называемая «западня», «ловушка».
Суть простая. Один из форвардов выдвигается вперёд и атакует игрока соперника, владеющего шайбой. Второй нападающий страхует прессингующего и перекрывает пространство для паса вперёд. В итоге, игрок соперника будет пасовать «в борт». Три игрока обороняющейся команды занимают позиции на синей линии. Эта тройка перемещается по линии в зависимости от того, в какой стороне шайба и как действуют игроки соперника.
Трап нередко применяется для удержания счёта. Некоторые хоккейный болельщики считают трапом другую оборонительную тактику, форчекинг. Но это немного другое.
В футболе, аналогии, мы уже упоминали.

Вывод
Так называемая «парковка автобуса» является тактикой. Более того, симметричным ответом на тактику команд, играющих в средний и короткий пас в завершающей стадии атак.
Эта тактика не является такой уж и простой. Она требует высокого уровня игровой и тактической дисциплины, взаимодействия и концентрации. Стоит лишь немного отвлечься, выпасть из эпизода и соперник получит шанс. А это сильно бьёт по уверенности обороняющейся команды в своих силах.
Атакующие команды, как правило, тоже вызывают удивление. Их прямолинейность достойна того самого барана, бьющегося в новые ворота.
Тем не менее, «парковка автобуса» не является 100 % гарантией результата. Более того, многие специалисты (и не специалисты), отмечают, что «паковка автобуса» это миф.

Есть просто оборонительная тактика. И задача тренера, найти такой же симметричный ответ, каковым является и сама «парковка автобуса». 

Немає коментарів:

Дописати коментар