середа, 2 жовтня 2013 р.

Детский футбол в Украине

На сайте http://football.ua была опубликована хорошая статья на тему детского футбола, автор Олег Старинский.
Для тех, кто пропустил ссылка http://football.ua/ukraine/news/182084.html
По статье видно, что писал не чиновник, не «продвинутый» болельщик, а человек, который поработал в «системе».
Мне бы хотелось несколько расширить как озвученные проблемы, так и осветить проблемы несколько иной направленности. Сугубо личный опыт без претензий на истину.


Материальная база
В статье озвучены проблемы площадок, залов на зимнее время и… мячей. Начать, пожалуй, следует с площадок и залов.
Тут проблема глубже. Как показывают личные наблюдения и во времена «благословенного» СССР с этим было туго. Например, в одном областном центре, команда местной ДЮСШ тренировалась за несколько километров в… соседнем селе. Специализированные залы для занятий футболом с различными размерами площадок, в большинстве случаев, вообще отсутствовали, как класс.
Очевидно, что с независимостью количество площадок или залов не увеличилось само собой. Более того, часть уличных площадок просто исчезли. Например, под «заправки», торговые комплексы. Часть полей, спортивных площадок принадлежала предприятиям. Соответственно, во времена приватизации площадки или «перепрофилировались», или стали менее доступны. Грубо говоря, новые собственники, не вложив и копейки, стали «драть» плату.
А причина всего этого не только пресловутое финансирование, но и полный бардак в законодательстве и местном самоуправлении. Тот, кто сталкивался с решением земельных вопросов, знает сложность, запутанность и коррупционность процедур. Заиметь средней ДЮСШ свою площадку требует нереально больших денег. Что уж говорить о комплексе с тренировочными и игровыми полями разных размеров? Учитывая наших политиков, проблемы земли, местного самоуправления, долгосрочной аренды будут решаться ещё десятки лет. Поэтому каждая ДЮСШ решает проблемы за счёт спонсоров или родителей. Но ни один спонсор не выложит 200-400 тысяч Евро за решение земельных вопросов. А ведь площадки ещё нужно чем-то покрыть, ухаживать, оборудовать.
Что касается залов. Мне понравилось в Финляндии. Используются т.н. «ангары». То есть, надувается или легко монтируется крытая конструкция над обычной площадкой. И в мороз, скажем, под -20 внутри можно спокойно тренироваться. Но стоимость такого «ангара» также неподъёмна  даже для ДЮСШ областного уровня. Что говорить о капитальном помещении?
Эта ситуация, даже по законодательным причинам, не улучшится. Сомнительно, что в бардак правового поля сунется достойный спонсор, а тем паче инвестор.
Поэтому западные клубы предпочитают открывать школы и академии в Африке, от которой, по сути, мы мало чем отличаемся.

О тренерах
В любом виде спорта, да любой деятельности человека, важен первый наставник. Именно первый тренер формирует технический, тактический базис, общую физическую подготовку. А вместе с тем, именно эта категория тренеров самая низкооплачиваемая и низкостимулируемая. Поэтому тренеры ведут, как правило 3, а то и 4 возрастные группы. Старшие ребята уже принимают участие в турнирах, за их переходы в клубные академии можно иметь «копеечку» и звания.
Но тут замкнутый круг. Не будет хороших «старших», если не будет хорошей подготовки «младших». Соответственно, имеет смысл изменить вектор стимулирования тренеров на «младших». А со старшими ребятами у тренера и так запредельная мотивация. Только один нюанс. Из 6-7 летних ребят единицы дойдут до занятий в 14 лет. Ещё меньше перейдут на новый уровень или соревнований, или обучения в клубных академиях. Это беспокоит руководителей ДЮСШ. Но, по личным подсчётам, столь длительные инвестиции не только оправданы, но и окупаемы. Естественно, при грамотной финансовой системе.
А вот тут следующая проблема.

На чём зарабатывать деньги?
Сейчас система «заработка» ДЮСШ на подготовке футболистов не едина, бессистемна и не урегулирована.
Очень сложно проводить какие-либо аналогии с заграницей и, тем более, другими видами спорта. Например, детско-юношеский хоккей, в Канаде, во многом базируется на энтузиазме родителей, местных бизнесменов и… болельщиков. Любопытно, что матчи подростковых команд (колледжей, подростковых команд ведущих клубов НХЛ) собирают зрителей не меньше, чем матчи самой НХЛ. А билеты платные, кстати. А вот ещё детские команды живут исключительно за счёт спонсоров, родителей и энтузиастов. Например, детский тренер в маленьком канадском городке не получает ни копейки. Как правило, это бывший хоккеист, не стеснённый в средствах. Родители платят только за аренду льда и на покупку амуниции, формы. Перспективные ребята, в 15 лет, переезжают в город, где базируется клуб, который их выбрал. Они живут у простых болельщиков. Клуб составляет с болельщиками договор, выплачивает скромные деньги «на еду» (порядка 300 долларов в месяц). При этом принимающая семья обязана обеспечить подростка всеми необходимыми условиями. Вплоть до отдельного туалета в доме. И в желающих отбоя нет.
К чему я? Везде, даже в развитых странах мира детский спорт базируется, во многом, на энтузиазме. А в Украине каждый ищет, как заработать. А если заработка нет, то и отношение соответствующее. Даже у тех, кто, казалось бы, должен создавать условия. А на одном бюджетном финансировании, с учётом озвученных выше проблем, просто далеко не уедешь.

Теоретическая подготовка
Современный футбол это достаточно сложная игра. От современного футболиста требуется много. Кроме техники, физических параметров важны мышление, понимание игры.
Увы, современная система образования в Украине никак не способствует развитию именно мышления. И исправить это только силами подготовки в ДЮСШ сложно. Как говорит Кант, учитесь не мыслям, а мыслить. Актуальность этой цитаты для современной Украины велика, как никогда, но вернёмся к футболу.
В большинстве «тренерских комнат» максимум, что увидите, это «доску с фишками». Мне нравятся статьи Полиграфа, со стоп-кадрами, таблицами статистики. Но может ли тренер показать всё это, не имея элементарного оборудования? Нужен компьютер, мультимедиа (проектор). Вроде стоит «копейки», но даже на это нет денег.
Вот и приходится тренеру всё объяснять на пальцах. Правда, отмечу. Сейчас всё чаще видно молодых тренеров. А это, всё-таки, прогресс. Вместо запухших дядек в вытянутых «трениках» и «петушках» на голове, с сигаретой в зубах появляются молодые ребята. Подтянутые, спортивные. И, главное, энтузиасты. Они сами лопатят литературу, Интернет в поисках информации. Приятно видеть, что обогащается тренировочный процесс.
Но повторюсь, целый пласт информации очень сложно дать за неимением элементарных технических средств.
Методики и методология
Лично мне не приходилось видеть современных книг о подготовке детей. Никто не спорит, наследие советских тренеров вполне подходит и для современного футбола. Но есть куча нюансов.
Дети 2000-х это не дети советских времён. Меняется мир, культура, традиции. Увы, советские книги для детских тренеров этот факт не учитывают. Ибо написаны они, в лучшем случае, 30 лет назад.
Открою маленькую тайну. В СССР такие вещи как педагогика, психология, детская спортивная физиология были недоразвиты. Впрочем, как и везде. Но спортивная наука, за 30 лет, шагнула далеко вперёд. А мы остались там же. Наблюдая за работой зарубежных детских тренеров видишь наличие определённых методик работы с детьми разных возрастных групп.
А нашим тренерам до всего приходится доходить самим. По большому счёту в Украине специализированное спортивное образование отсутствует, как класс. Существующие ВУЗы, как правило, «педы», уже не учитывают сложившихся обстоятельств. Я уже не говорю о спортивной направленности финансовых специалистов, управленцев, маркетологов. Тут бы спортивную часть подтянуть.
Кто в Украине занимается целенаправленной, профильной разработкой методик для детских тренеров? Увы, таких институтов или групп я не знаю.
Отсюда и проблемы, описанные в статье. Тренер или создаёт полуармейские порядки, или просто отстраняется. И опять же, хвала тем энтузиастам, которые хоть как-то работают над собой, развиваются и работают с детьми, создавая собственные методики.

Проблемы родителей и детей
Хочется сказать, что с каждым годом, субъективно, ситуация немного улучшаются. Какую-то часть проблем решают ведущие клубы, какую-то часть энтузиасты в районных, областных центрах. Но есть ещё и несколько проблем «детей и родителей».
Для самых маленьких
Из личного опыта могу сказать, что оптимальный возраст для начала занятий футболом 4-5 лет. Можно даже с трёх. Почему?
Личный опыт показывает, что в этом возрасте дети лучше воспринимают технические «азы». Например, пас «щекой», остановка мяча «под подошву» или «щекой». Для них это априори верно. Для детей 6-7, тем более, 9 лет процесс освоения азов напоминает процесс переучивания. Даже после двух лет занятий можно видеть, как ребята продолжают отдавать пас «пыром». Это не столько проблема тренера, сколько психология самого ребёнка. К 6-7 годам начинают формироваться «жёсткие конструкции». Если через раз получается отдать пас неразвёрнутой стопой, то стоит ли её разворачивать? Так думает старший ребёнок.
Второй важный момент в тренерской работе это организованность и дисциплина. Эти качества необходимы в занятиях. С 4-5 лет они лучше прививаются. Ребёнок ещё не зашорен так называемым домашним воспитанием и школьными переменами. Стоит признать, что сейчас школы отстранились от процесса воспитания. Кто имеет детей, тот ходит на родительские собрания, и слышал не раз фразу о том, что школа воспитанием не занимается. Увы, домашнее воспитание также стало редкостью. Большинство родителей покупают компьютер, подключают к Интернет, пара каналов с мультами и… на этом всё. С чувством выполненного долга родитель ложится на диван и утыкается в очередной сериал про милицию, бандитов и спасателей Малибу.
Вот и получается, что из 1,5 часов тренировки детский тренер тратит до 0,5 часа для элементарного наведения порядка. Должен ли заниматься тренер воспитанием чужих детей?
Пусть дети приходят в футбол и в 10, и в 12 лет. Но будем честны, они должны иметь понятие об элементарных нормах поведения. И понимать, что тренировка это не перемена в школе, а такой же урок.
Цели в жизни, мотивация
Меня часто упрекают, что я пытаюсь привить маленькому ребёнку цель в жизни. Да, вдруг он действительно не станет футболистом. А станет банкиром или бизнесменом, политиком, генералом. Но я и не формирую цель в жизни. Я формирую отношение к своей жизни. Как не странно, но притом, что дети не понимают смерти, они легко понимают, что они хозяева своей, одной жизни. И серьёзное отношение к своей деятельности, будь-то уроки в школе или тренировка, никак не лишают детей детства.
Мир изменился. В СССР было всё чётко расписано. Школа, учебное заведение, распределение. Сейчас каждый сам за себя. И лично от тебя многое зависит. И тут важно умение мыслить и распоряжаться своим временем, своими интересами и занятиями.
Для большинства ребят в школах, секциях, занятия футболом это, в лучшем случае, развлечение и возможность погонять мяч. Работают единицы. Да, даже маленьким детям можно прививать понятие «работа».
Но и этим единицам мешает баловство отдельных ребят, их отношение. А как быть в этой ситуации тренеру? Хорошо, если тренер владеет тонкостями детской психологии. Но, с другой стороны, он не обязан заниматься воспитанием.
Задача детского тренера дать азы техники, тактики, ОФП. И это везде так. А дальше, всё зависит от дитяти его родителей. Поэтому за границей многие родители нанимают ещё и индивидуальных тренеров. В той же Голландии, Германии. Это не проблема квалификации тренера. Это проблема групповой работы в принципе.
Как мотивировать ребёнка, а ещё лучше, как воспитать? Если родитель заинтересован в этом, он разберётся.
Но, судя по количеству инфантильных личностей и в 20, и в 30 лет, не особо кто из родителей заморачивается.
«Я тя урою…»
Увы, порой стремление родителей воспитать будущую «звезду» футбола переходит разумные пределы. Что знает среднестатистический родитель о детской психологии? Любой тест покажет нерадостную картину. Большинство родителей даже не знают, что детская психология отличается от взрослой.
Часто родители выбирают настолько жёсткую модель взаимодействия со своим ребёнком, что тренеру приходится успокаивать 8=10 летнего паренька, рыдающего от нападок своего отца. Часто приходится слышать мат от таких папаш, угрозы, оскорбление, а то и прямое применение физической силы.
В итоге, парень боится лишний раз мяча коснуться, принимает неверные, навязанные решения в игровых ситуациях.
Процесс работы требует огромного терпения. Из личного опыта могу сказать, что основы тактики вполне нормально осознаются и применяются ребёнком даже в 4 года. Нужно просто правильно объяснить почему надо играть по позиции, делать рывок до конца и т.п. Теоретическое занятие с 5 летним ребёнком длится 4-5- минут, потом перерыв, потом опять можно 3-4 минуты уделить. И важно тут же закреплять полученное знание. Но многие ли люди, чисто психологически, способны так терпеть? Так, может, лучше изначально устраниться от процесса профессиональной подготовки слишком эмоциональному родителю?
Между детьми
К сожалению, в нашем обществе не принято уважать чужую собственность, достоинство, здоровье. Часто ли вы говорите со своими детьми о том, что мальчик без ног или с ДЦП тоже человек?
Во время тренировок ребята часто оскорбляют друг друга и даже дерутся. Конечно, причина этого конкуренция, желание доминировать. Это психология человека. Но, всё же, имеет смысл и родителям, и тренерам работать в этом направлении. Так как несчастные случаи, прежде всего, могут разрушить жизнь самого тренера.

Турниры и соревнования
Где-то с 8 лет начинаются турниры, как правило, городского уровня. В статье этот момент очень хорошо рассмотрен. Но позволю себе отметить несколько моментов.
В принципе, турниры, соревнования очень важны в плане развития. Почему?
Опыт показывает. Вот делит тренер команду на 2-3-4, а то и пять команд (в тёплые деньки на занятия может приходить до 25 человек). Вроде всё получается. Но стоит провести товарищеский матч с командой того же возраста из другой секции или ДЮСШ, видна растерянность. Через две-три встречи растерянность проходит. Ребята учатся адаптироваться к сопернику, наблюдают за его игрой и даже вырабатывают собственные контрходы. Выделяют тех, кто слабее или сильнее и пытаются строить свою игру.
У тренера здесь две задачи. Первая, придать соответствующую окраску. Турнир, соревнование или товарищеская встреча это приключение для команды. Ребята не должны ощущать стресс или давление. Тут важна и позиция родителей. Часто, именно отцы нагнетают. И хороший ребёнок допускает кучу ошибок, от волнения и даже страха быть наказанным, оскорблённым.
Вторая задача это возбудить в ребятах творческий процесс. Тренеру необходимо направить ребят по пути именно решения игровой задачи. Кто у соперника слабее, на какой позиции? В чём сильные стороны того или иного игрока? И, важно подтолкнуть ребят к формированию выводов.
Всё это в комплексе формирует соответствующее отношение и даёт хороший толчок к развитию. Но, опять же, при грамотном подходе со стороны тренеров и родителей.
А также организаторов соревнований и турниров. Поднятые проблемы в статье действительно присутствуют. И кому-то их нужно решать. Хотя лично моё мнение турниры до 12, а то и 14 лет должны быть неофициальными. В силах любого местного бизнесмена, городского отдела спорта и молодёжи организовать турнир на 8 команд с призами для всех. Без борьбы «за показатели» и «турнирное положение». Например, детские хоккейные команды в Канаде «колесят» по провинции не ради очков или кубков. А ради самой игры.

Вместо выводов
Увы, часть проблем лежит в плоскости причин кризиса украинской государственной системы. Речь идёт о спортивных комплексах, площадках.
Также осталось «наследие» в виде отношения к турнирам и соревнованиям. Это всё нужно менять в сторону не спортивных результатов, а приятного времяпровождения.
Что касается детских тренеров, то ситуация постепенно меняется. И здесь также важно менять систему. ДЮСШ или секция должна иметь прямой интерес в подготовке футболистов. Или же имеет смысл развивать по пути клубных школ с представительствами даже в райцентрах. Но здесь мы уже касаемся темы развития футбола в регионах, низших лиг.
Также можно отметить, что многие проблемы лежат не только в плоскости «детской футбольной системы». И тут очень важен энтузиазм, правильная работа самих родителей. Увы, государственная система никак не способствует этому. Безответственность родителей, отсутствие морально-этических норм в системе домашнего воспитания, отсутствие воспитания в принципе. Вот и имеем, молодые футболисты предпочитают ночные клубы, сидеть на лавке «за зарплату».
Позволю себе сказать больше. Именно воспитание проблема того, что наши молодые таланты теряются, так и не раскрывшись.

Как изменится ситуация в будущем, пока сказать сложно. Увы, в ближайшие 5-10 лет эта ситуация изменится незначительно.

Немає коментарів:

Дописати коментар