вівторок, 8 жовтня 2013 р.

Football mental. Футбольный характер

Одни игроки показывают стабильный результат. Другие, крайне нестабильные. Одни футболисты, добиваются многого. Нет, не обязательно они становятся игроками клубов, грандов европейского футбола. Они могут играть во Второй лиге или на полупрофессиональном уровне. Но они будут лидерами, будут вести за собой, будут срывать аплодисменты даже немногочисленных зрителей.
Что выделяет таких игроков? Характер. О характере, в футболе, здесь и пойдёт речь.


Что такое футбольный характер?
Общее определение характера достаточно простое.
Характер это структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.
Хорошее определение, в котором мы можем выделить такие моменты:
- характер относится к психике человека;
- характер это набор неких постоянных качеств;
- характер определяет отношение личности к чему-либо и поведение.
А что такое футбольный характер?
Последнее время, в западной литературе football mental и football mental health уделяют много внимания в разрезе подготовки футболистов. В СССР эти качества (свойства психики спортсмена) определялись, как морально-волевые качества. На постсоветском пространстве такое выражение можно слышать до сих пор. Но, мало кто знает, что, в действительности, представляют эти качества. Моральная сторона качеств, по советским учебникам, определялась, как совокупность принципов, нравственных норм, выражающих интересы и идеалы «трудящегося человечества». Мне кажется, эта сторона лучше сформирована в принципах «fair play». Так как они базируются на общечеловеческих и общепринятых ценностях. Таких как, уважение к другим, уважение к законам и правилам, отрицание нечестных способов (допинг, нанесение травмы исподтишка) и контроль собственных эмоций, как проявление личной культуры и уважения к другим.
Не снимая важности морали, в данной записи, куда более интересна «волевая» сторона этих самых качеств.
Воля трактуется, как способность достигать определённых целей. Для футболиста это могут быть игровые цели, карьерные, жизненные, турнирные и так далее. Вообще, изначально, планировал назвать запись как «Воля».
Таким образом, более правильным определением является следующее.
Футбольный характер – это структура постоянных психологических свойств, которые определяют особенности отношений и поведения и способствуют достижению целей.
Выше мы определили, что цели могут быть различными и касаются, в основном, футбола.   

Ещё немного теории о характере
На сегодняшний день, в русскоязычной литературе, считается, что есть четыре группы свойств, которые определяются, как черты характера. Это:
- отношение к окружающим;
- отношение к себе;
- отношение к своему делу (работе);
- отношение к вещам (аккуратное, небрежное).
Стержневыми или центральными, являются такие черты как отношение к другим людям и своему делу. Но, как показывает детальное изучение и практическое применение этих теорий, не всё так просто. Так называемые стержневые черты характера часто не определяют характер в целом. Более того, другие особенности характера могут сильно влиять на поведение человека. В таких случаях говорят о противоречивом характере.
А если стержневые черты формируют и весь остальной характер, то, считается, что характер целостный.
В западной литературе всё ещё сложнее. Более классическая литература опирается на труды З. Фройда, Фромма. Более современная на различные теории, из которых можно выделить Temperament and Character Inventory (TCI, я перевёл как Оценка Темперамента и Характера). С ней, во многом, связан известный у нас тест Айзенка.
У «капиталистов», конечно, всё сложнее. Они выделяют четыре черты личности:
- поиск новизны;
- избегание вреда (как негативные ожидания, страх);
- зависимость от вознаграждения;
- упорство (непоколебимость).
А также три качества:
- направленность на своё «я»;
- направленность на отношения с другими (кооперативность)
- выходящее за пределы своего «я», другими словами, духовная идея.
Независимо от подходов, я считаю, можно выделить такие свойства, как:
- отношение к себе;
- отношение к окружающим;
- отношение к своей жизни, как целый комплекс, включающий в себя и поиск новизны, и зависимость от вознаграждения, и избегание вреда;
- упорство, а точнее, способность его проявить в различных ситуациях и на различных промежутках времени.
Думаю, что для определённого понимания и даже практического применения на поверхностном уровне вполне достаточно.
Добавлю, что на Западе можно найти массу литературы именно о football mental, его тренировке, о тестах и т.п.
По моему, субъективному мнению, западные теории больше сосредоточены именно на глубинном изучении всех аспектов личности. И личностное рассматривается не в плане «вульгарно-эгоистического», как принято, до сих пор, считать у нас. А в плане развития личности через восприятие того, какой она (эта личность) есть. У нас же, увы, до сих пор, многие ищут пути создания «человека для некоего общества», а не «общества людей». Но это тема отдельного разговора.

Зачем нужен футбольный характер?
Из определения мы видим, что футбольный характер позволяет достигать определённых целей.
На начальном этапе, в детском футболе, целями могут быть освоение технических приёмов, победы в соревнованиях. Во взрослом футболе, целями могут быть переход в более известный клуб, победа в определённом матче или целом турнире.
Различные исследования показывают, что свойства характера влияют и на физическое состояние, и на способность решать определённые задачи на поле.
Другими словами, без футбольного характера, как и без футбольного интеллекта, стать футболистом очень трудно.
В Украине часто пишут о том, как молодые игроки деградируют, поддаются влиянию, тратят свои молодые годы на развлечения. И многие, наверное, обращают внимание на то, что наши футболисты не востребованы за границей. А если и переходят, то мы имеем едва ли не единственный пример успешной адаптации. Да, это об А. Шевченко.
Я не хочу сказать, что западные футболисты сплошные пай-мальчики, которые только тренируются, об алкоголе и развлечениях не знают. О, нет. Всё дело в том, что происходит на поле и, извините, в карьере.
Ведь речь идёт не только о технике, тактической грамотности. При определённом таланте и огромном желании это можно приобрести. Но, вот, желания, часто и не хватает. Да и на поле, увы, не всегда мы видим исключительное желание играть.
Ещё в 1970-х годах были сформулированы задачи воспитания и работы над характером спортсменов, условно, их три:
- формирование личности игрока в соответствии с требованиями игры;
- развитие способности соревноваться, то есть, преодолевая естественное сопротивление соперника стремиться к победе;
- создание предпосылок для регулирования психического состояния, чтобы получить максимальную эффективность (результативность) игрока.
Скажу больше, характер, вместе с футбольным интеллектом, дают относительную игровую стабильность (стабильность результатов игры конкретного игрока) и является показателем профессионального уровня игрока.
Выражаясь точнее, без воспитания футбольного характера мы не поднимем уровень нашего футбола. Сколько бы сотен миллионов в него не вкладывалось.

Характер, «физика», эмоции
Человек, по сути, многофакторная модель, чрезвычайно сложная, зависимая от своего психического состояния.
Футбол, как вид спорта, как спортивное соревнование – это стресс. Не зря на Западе, да и у нас, используется ещё такой термин, как психическая устойчивость. Но это более узкий термин, чем характер.
Начнём с того, что футбол это ежедневная работа над собой. Необходимость преодолевать себя. Человек, по сути, существо ленивое. А процесс тренировок, даже игровых и с мячом, всё-таки, не всегда достаточно интересен и увлекателен. Далеко не все тренировки даются легко. Некоторые виды тренировок вообще находятся на грани максимальных нагрузок. К тому же, футболисты такие же люди, у них есть личные проблемы, переживания. Правильно сформированный характер позволяет «вытянуть на жилах» трудное, в физическом плане, упражнение, забыть о личных проблемах.
Но, кроме тренировок, есть и соревнования, то есть, матчи.
В матчах есть две составляющие: физическая и эмоциональная.
В специальной литературе хорошо описаны состояния психики во время соревнований: предстартововые, стартовые и послестартовые. Не редко, от специалистов, да и журналистов, можно слышать, «перегорели» или «вышли слишком заряженные». Чем выше уровень ответственности матча, тем выше стресс. Предстартовые и стартовые состояния могут находится в широком диапазоне, от сверхвозбудимости до полной апатии. И то, и другое, влияет крайне негативно. Кроме эмоций и психики, крайние состояния прямо отражаются на координации движений, утомляемости, скорости реакции и времени принятия решений. Причём, повышенная возбудимость, в реальности, никак не способствует повышению динамики. А часто, просто выплёскивается в эмоции.
Но, кроме этого, есть объективные эмоции. Судьи могут принимать неверные решения. Соперник может забить нелепый гол. Да мало ли ещё чего, хоть и поведение болельщиков.
При правильной работе с характером часть проблем удаётся снять. Другими словами, убрать или минимизировать факторы, которые могут повлиять на результат.
А ведь есть ситуации, когда нужно прибавить. Конечно, если ноги сводит судорогой, а дефицит кислорода сделал своё «чёрное» дело, психологические нюансы бесполезны. Рывок снова закончится судорогой, а, в худшем случае, травмой.
Характер помогает в тех случаях, когда нужно приблизится к максимальному пределу своих возможностей. Наш организм сотни тысяч лет учился выживать. В том числе, путём экономии сил. И только с помощью характера, воли, можно преодолеть этот естественный барьер. Пусть и не значительно. Но именно это «незначительно» и отделяет, часто, от успеха.

Воспитание характера
Безусловно, часть черт характера закладывается генетически. И тут сложно возражать. Более того, я большой противник «ломки» характера.
Но это не означает, что определённые черты характера не поддаются воспитанию. Не изменению в корне. Как говорил известный персонаж, доктор Хаус из одноимённого телешоу, люди не меняются. Но, воспитанию.
Это значит, что основы воспитания характера должны закладываться с детства. Более того, это процесс можно и нужно сделать управляемым. Тренировки характера должны быть неотъемлемой частью тренировок в ДЮСШ, детских академиях клубов.
Пока что, данный процесс строго в разрезе личной ответственности и инициативы тренера. Я уже молчу о том, что специалистов по спортивной психологии, в какой-нибудь ДЮСШ днём с огнём не найдёшь.
Многие скажут, а как же при СССР? Ну, скажем откровенно, футбол в СССР не был «того» уровня. Достаточно посмотреть на достижения советской сборной и советских клубов. Причём, прежде всего, клубов. А также, стоит отметить, что общая идеологическая работа тоже давала своё. Сейчас некой государственной идеологии нет. Школа от процесса воспитания отстранилась. И всё зависит от родителей и инициативы тренера. О том, как родители и тренеры могут влиять, я уже писал. Например, здесь   http://grammfootball.blogspot.com/2013/10/blog-post.html и здесь http://grammfootball.blogspot.com/2013/09/football-intellect-2.html.
Можно ли, скажем, воспитывать во взрослом возрасте? Я считаю, да. Под влиянием ряда факторов корректировки возможны. Но, здесь, увы, приходится рассчитывать и на степень готовности состоявшегося футболиста, а также наличия соответствующих черт характера. Например, способность к восприятию нового.
Также, грамотный специалист, постарается не столько менять черты характера, сколько использовать их во благо.

Работа с характером
Это достаточно сложный и очень большой вопрос. Я уже писал, на Западе личность рассматривается как многофакторный, полностью самостоятельный объект. Тот же А. Венгер регулярно проводит психологические тесты для определения способности футболиста выйти на поле.
К чему такие сложности?
Мы все люди разные. Даже очень разные. Мы по-разному оцениваем себя, по-разному воспринимаем оценку нашего окружения. Мы по-разному реагируем на то, что у нас получается, а что, нет. Часто это можно видеть уже на тренировках детей. У одного, если не получается, улыбка до ушей. Не получается, да и ладно. Другой ребёнок, сцепит зубы и будет работать, но ему нужна похвала от тренера. Третий, расплачется.
Но работа с характером, не как ломка, но именно работа, позволит тренеру со всеми тремя типами характера добиться результата. Найти, так сказать, ключик.
Конечно, «играться» нужно до определённой степени. Иначе никаких сил у тренера не останется. Но всё же, при такой работе меньше вероятность того, что кто-то из ребят останется «за бортом». Важна и помощь родителей.
Со взрослыми футболистами тоже можно работать. К сожалению, у нас всё ограничивается или штрафами, или безумными контрактами, или «посажением» на скамейку запасных. То есть, «работа» ведётся в случаях, близких к крайнему.
Опять же, тут тоже важна мера. Всегда ли есть смысл тратить время на того, кто «… и будет баобабом»? Конечно, нет. Сроки достижения целей, а именно цели это главное, ограниченны.
Но своевременная помощь после поражения, неудачной игры может сделать много. Вовремя подсказать, чтобы игрок не остановился, продолжал работать, даже если сейчас он делает успехи. Это тоже необходимо.
Фактически, работая с характером, тренерский штаб повышает уровень отдельных игроков. А значит, и команды в целом.
Хочется добавить, что методики воспитания и работы с характером есть. Как в виде тренинговых программ (краткосрочный подход), так и в виде комплексного (долговременного) подхода.
Также, отметим, что наиболее эффективно работают те методики, работа в которых направлена на стержневые черты характера, естественно, с учётом особенностей каждой личности.
Метод кнута и пряника, к сожалению, работает только в головах, его использующих. Кстати, на это указывал известный хоккейный специалист Ладислав Горский в своей книге 1070-х гг. издания.

Некоторые общие проблемы работы и воспитания характера
Увы, в работе над характером есть масса нюансов. Выше мы писали, «формирование личности». В индивидуальной работе с характером действительно есть место многим вещам. Например, достоинство. Вот как его охарактеризовать? Насколько, в современном мире, что-то можно отнести к достойному, а что-то нет. Например, симуляции. С одной стороны, симулянт может дать результат команде. Заработать важный штрафной, а то и пенальти. Но как это воспримется зрителями? Насколько справедливым они будут считать такой результат?
А если соперник спровоцировал, например, словесно оскорбил родственников? Ответить, но подвести команду. Или более достойным будет не поддаться на провокацию?
Как реагировать, если соперник играет слишком жёстко? Ответить и получить санкции? Ответить «по-умному», так, чтобы судья не усмотрел нарушения? Или продолжить играть и бороться в рамках правил?
А всегда ли соперник, действительно, достоин уважения?
Мне кажется, что в некоторых случаях следует отделять личные моральные принципы по жизни, от игровых ситуаций. Это касается тех же провокаций. А что делать с симуляциями? Больной вопрос для современного футбола.

Командный характер
Выше мы писали о характере индивидуальном. А есть ли командный характер? Безусловно.
Футбол это командная игра. И тут не обойтись без работы с коллективом. В бизнес-литературе можно встретить такое, как «team building». Увы, благодаря масштабной профанации любителей заработать на «современных трендах» и невежестве, всё это извращено до ужаса.
Как и в случае индивидуальной работы, основная задача тренера и его помощников – добиться поставленных целей. В данном случае, сама суть цели не важна. Будет ли это время работы с мячом, победа в матче с принципиальным соперником или ещё что-то, важно этой цели добиться.
Очевидно, что должен быть коллектив. Воспитание командного характера, это один из элементов конструкции под названием футбольная команда.
Тут тренеру важно выстроить и отношения между собой, и отношение к болельщикам (да и к себе), а также к тому, что делает команда. Не только выходя на поле, это уже как результат, но и на тренировках.
Кстати, тут, «выходящее за пределы своего я», нечто духовное, тоже имеет значение. Тут, может быть, склонюсь к эзотерике. Там есть такое выражение «ментальный план бытия». Другими словами, мир мысли, такой же объективный, как и окружающий нас мир.
Сейчас принято смеяться над словами Олега Блохина, тренера киевского Динамо, о «динамовском духе». Но, здесь, имеет смысл критиковать, разве что, методы. Открою маленькую тайну, практически в любом клубе работают над «клубным духом». Нельзя играть в Барселоне, Баварии, Манчестер Юнайтед, Роме или Ювентусе без этого. Это не полный перечень клубов. Поверьте, и во Второй лиге чемпионата Англии, и в низших лигах других стран вы найдёте клубы «с характером». Ещё раз повторю, другой вопрос, как работать.
Как и в случае с индивидуальным характером, здесь ведётся работа над отношением и поведением в определённых ситуациях.
Например, в начале работы в МЮ, сэр А. Фергюсон использовал «характер осаждённых». Похожее направление работы выбрал и М. Луческу, когда пришёл работать в Шахтёр. Суть характера «осаждённых» в том, что клуб противостоит неким злым силам, которые мешают этому клубу выиграть всё и вся. Судьи, «чёрный PR» от подконтрольных сопернику СМИ и т.п.
Можно слышать и о так называемом менталитете победителей. Его, говорят, не хватает сборной Германии И. Лёва.
Но я скажу, что менталитет команды это более широкое понятие. Я бы его охарактеризовал, как упорство. Именно это даёт многим великим клубам относительную стабильность результатов. Даже во время спада, неизбежного для любого спорта, команда с характером будет демонстрировать упорство и наверстает упущенное.
Конечно, в работе с характером команды есть и очевидный минус. Современный профессиональный футбол это не только результаты, но и трансферы. Как новому игроку, так и тренеру, принявшему нового игрока (а то и несколько игроков), нужно много поработать, чтобы новички стали органичной частью команды. Чтобы новички приняли философию и работу с характером. Иногда это получается, иногда нет. А в некоторых случаях и тренерский штаб вносит коррективы в работу с командой.
Тут даже есть нечто показательное. Обратите внимание на клубы Реал Мадрид, ПСЖ и МанСити. Сколько миллионов тратилось и тратится на эти клубы, какие игроки покупаются. Но игра и достижения не всегда окупаются. Варианта ответа тут два. Или тренер не успевает поработать с характером команды. Или он попросту её игнорирует и делает ставку на мастерство игроков и тактику.

Командный характер в детском футболе
Это, на самом деле, большая редкость, когда тренеры уделяют внимание этому аспекту.
С одной стороны, он кажется не важным. Во-первых, задача тренера, чтобы воспитанник перешёл в следующую возрастную группу, овладев необходимыми навыками. Во-вторых, следующий тренер возрастной группы может иметь свой взгляд на работу с командным характером. В-третьих, многие считают, что командный характер, это для взрослых клубов.
Моё, субъективное, мнение таково. Работу вести надо. Создание коллектива это важно вообще для социализации детей, их дальнейшего становления. Может, не все они станут футболистами, но полученные навыки не пройдут бесследно. В офисе, на заводе, да просто в общественно-политической жизни, быть частью коллектива тоже важно. А если навыков нет, то всё даётся сложнее.
Да и сами методики тренировок (групповые, как правило) тоже вынуждают тренера работать и с характером группы. Если все будут работать как единое целое, то индивидуальные показатели тоже будут расти.

Тонкая грань
С одной стороны футбол – это командная игра. С другой, в неё играют индивидуальности. Причём, есть очень яркие индивидуальности.
В воспитании и работе с характером очень важно сохранить баланс между индивидуальным и командным. Конечно, тут многое зависит от стиля игры, тактики игры. Например, Барселона объединяет ярких индивидуальностей в командную игру. В других командах, как в известном сопернике каталонцев, Реале, упор всегда был на ярких индивидуалистов.
Но я бы сказал, что тут важна не сама грань. А важно тонкое разграничение, что и как влияет на достижение цели. В идеале, всё-таки, футболист должен быть яркой индивидуальностью, которая работает на команду. Тут характерен пример А. Роббена. Все помнят насколько это был ярко выраженный индивидуалист. И, как не редко бывало, он своим желанием тянуть одеяло на себя или помогал достигать результата. Или же, наоборот, команда терпела поражение. Но вот Роббен поменялся. Да, многие черты индивидуалиста сохранились. Но как же важен Арьен был для команды в прошлом сезоне, и каким остаётся в нынешнем, с приходом Гвардиолы. Роббен стал именно частью команды, частью плана на игру. Не его знаменитое, «протянул-сместился-ударил». А его скорость, техника, напористость.
Обратите внимание на Барселону. Каждый игрок, яркая индивидуальность. Но как же эти индивидуальности сочетаются в командной работе. Кажется, что их намеренно вот так собрали.
И это, скажу честно, тоже фактор. Фактор, который стоит учитывать не только в работе с командой, но и в трансферах. Однако повторюсь, здесь многое зависит от тренера. Как он сплетёт характеры в единый рисунок игры и характер команды.

Проблемы характера в Украине
Конечно, можно говорить о какой-то мифической ментальности. Но мой, личный опыт, да опыт многих людей, показывает. Можно менять мировоззрение. И даже нужно.
Увы, наше общество разделено. Оно разделено как раз по принципу мировоззрения.
Есть мировоззрение современное, которое характеризуется активными коммуникациями с окружающими, принятием нового. И, самое главное, понимания того, что ты Личность. Вторая часть общества, люди, которые постоянно говорят о каком-то мифическом обществе. О том, что кто-то этому обществу должен и т.п. При этом, сами, являются эгоистами. Прикрываясь мифическим обществом, они не готовы развиваться, что-то делать для себя и только ждут очередной подачки.
Новые времена внесли ещё больше бардака. Всё меньше молодых людей, я уже не говорю о подростках, хотят быть преданными своему делу. Получение образования сведено к получению оценок и долгожданной «корочки». А вовсе не к получению знаний и навыков. Даже сама система образования этому способствует, напрочь убивая желание развиваться.
Не способствует развитию характера и стадность, и культивируемая коллективная ответственность. И стадность, и коллективная ответственность, в итоге, порождают индивидуальную и коллективную безответственность.
О процессе воспитания в семьях я уже писал. Добавлю сюда и то, что сейчас футбол это модно. В школы идут дети обеспеченных родителей, которые уже всё имеют. У них нет мотивации. А значит, нет достаточного упорства, как черты характера, работать на тренировках. Не у всех, но у большинства.
Дети же из бедных семей, получив, часто, лишь малую толику, перестают работать. Зачем? Первый контракт и первые солидные деньги, всё, к успеху пришёл. Забыты годы тренировок с 7 лет, первые победы. Уже не существует ничего, кроме денег, одежды, автомобиля и клубов.
А ответ один, работа над характером, в обоих случаях, не ведётся.
Но есть и хорошие примеры. В прошлом сезоне УПЛ, игроки клуба Кривбасс, не смотря на отсутствие финансирования и перспектив, просто вызывали восхищение своей игрой. В этом сезоне, радует своим характером Черноморец. А это значит, возможно многое, если тренер будет обращать внимание на работу над характером.

Выводы
Почти уверен, многие скажут, что написано «ни о чём». Действительно, я не стал сосредотачиваться на методиках, рассмотрении конкретных примеров и т.п.
Моя задача показать, что современный спорт вообще и футбол в частности, это не так просто. Все эти изменения произошли за какие-то 30 лет.  
Когда у нас, в Украине, многие серьёзные люди говорят об «уровне футбола», но упрямо игнорируют целый ряд факторов, это становится смешным.
Очень многие вещи не исправить за пару лет даже путём вложения сотен миллионов долларов. Это, очевидно, понимают или начинают понимать везде. Но в Украине, увы, понимают далеко не все.
Воспитания характера с первых шагов в футболе и работа над ним уже в профессиональной карьере, одна из основ качественного уровня футболистов, клубов и сборной. 
Для Украины задача сильно усложняется социальными, культурными, политическими и экономическими факторами. Но, повторюсь, возможно всё. При грамотном подходе, при развитии комплексной системы подготовки, особенно детей и юношей.

Другой вопрос, кому это нужно, в Украине, за исключением немногих энтузиастов… 

2 коментарі:

  1. Вы весь мой хаос в голове упорядочиваете своими статьями.
    Спасибо вам за ваши старания.

    ВідповістиВидалити
  2. Вам спасибо, что читаете. Упорядочить, например для меня, самая сложная задача. К сожалению, последнее время, не получается засесть за блог, есть работа.

    ВідповістиВидалити