В качестве дополнения
Спасибо участникам блогов на football.ua, а особенно Кондуктору за
комментарии. Думаю, продолжу эту тему.
Конечно, на открытие чего-то нового никак не претендую и
такой задачи не ставлю. Но, может, кому-то покажется интересным. Для кого-то,
это может стать даже профессией.
Как воспитывать
Наверное, каждый из нас видел ситуацию. Ребёнок что-то
делает «нехорошее», мама кричит: «Не делай так». Ребёнок: «Почему?». Мама: «Я
так сказала». Ребёнок: «Но почему?». Мама вскакивает, даёт по заду (или
подзатыльник), всё заканчивается слезами, криками мамы об испорченных нервах и
т.п.
Но результат получается более глубоким, на самом деле. Это
не воспитание, а создание рефлекса. Если что-то не так, мама применит
физическую силу. Поэтому при маме этого лучше не делать. И это ещё в лучшем
случае. В худшем, создаётся и модель поведения, и модель воспитания уже
будущего поколения.
А вся ситуация в чём? Все дети находятся в режиме познания.
Мы, взрослые, сами обрезаем этот процесс. Мы сами делаем наших же детей тупыми,
ленивыми исполнителями. Мы сами вручаем им запретный плод, ведь, если мама-папа
не видят, то можно. Не так ли?
Да, у нас часто не хватает времени для занятий с нашими
детьми. Мы не хотим объяснять вещи, которые кажутся нам, взрослым, очевидными.
Что же нас так сильно отвлекает? Работа, Интернет,
телевизор. Вот многие сейчас возмущаются, что дети не гоняют мяч во дворах,
пустуют площадки. А раньше, ведь, гоняли в подворотнях, на пустырях. А какой
пример подаём мы, родители?
Но, вернёмся к воспитанию. В чём суть воспитания?
Воспитание это целенаправленное
формирование личности в целях
подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с
социокультурными нормативными моделями.
Цели воспитания —
ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально
подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действий.
Думаю, отчасти,
неплохо сформулирована суть воспитания в стихотворении Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
Другими словами,
мы хотим создать личность с какими-то определёнными признаками. Точнее, с
определёнными поведенческими реакциями. Они касаются поведения в обществе, со
взрослыми, отношение к сверстникам, манеру поведения, разговора и многое
другое.
Воспитание необходимо. Но какое? Сложный вопрос. И ответ
займёт не одну страницу.
Постараюсь кратко, цель воспитания создать незашоренную,
склонную к мышлению, познанию, активную и творческую личность. В данном случае
творческая – созидающая. При этом, обладающую навыками поведения в обществе.
То, что мы называем культурой, вежливостью, уважением.
В футбольной школе
На сегодняшний день, тренер может, в тёплые месяцы, вести
группу до 25 человек. Да ещё несколько возрастных групп. Плюс, подработка на
стороне. Думаю, нет смысла говорить о размере зарплаты детского тренера.
Тут уже не до воспитания. Но, тем не менее, тренер тоже
принимает участие в формировании личности. И даже в таких условиях, тренеры
находят время для индивидуальных бесед с ребятами, поддержки. Это, поверьте,
очень приятно. И самим ребятам, которые, прямо скажем, обделены родительским
вниманием.
Но, моё мнение, дети должны приходить в ДЮСШ с определённым
базисом воспитания.
Тут я приведу рассказ одного знакомого. Он рассказал, как в Германии.
Мол, вышел немецкий ребёнок с мамой, и любуется цветочной клумбой, нюхает
цветочки, не прикасаясь к ним. И вот выходит наш, с мамой (имеются в виду
мигранты из Украины). Наш, тут, же полез рвать цветы, что не сорвал, то сломал
или потоптал. При этом, тот знакомый, смачно добавил «Вот наш, это ребёнок. А
немец тот, тютя».
Это хороший пример воспитания. Оба ребёнка, по сути,
выполняют одну и ту же функцию - познание. Но выполняют они по-разному.
В чём тут суть?
Часто, на тренировках, ребята младшего возраста (от 7 до 12
лет) балуются. Неправильно выполняют упражнение. Болтают, когда тренер
рассказывает что-нибудь. Только тренеру стоит отвернуться, начинают летать
мячи. Помните пример с мамой выше?
Должен ли тренер заниматься разъяснением норм поведения? А
ведь бывают неприятные случаи из-за баловства. И к кому претензии? К тренеру. А
почему? Разве тренер должен учить детей вести себя?
Что хуже, страдает и учебно-тренировочный процесс. Родители
же, часто пускают дело на самотёк. Просто не интересуются ребёнком. Или, бывает
и такое, всё объясняют «сложным характером» ребёнка. Конечно, кто-то скажет,
мол, так организовано занятие у этого тренера. Но почему, в отсутствии
некоторых ребят, тренировки проходят не только спокойнее, но и интенсивнее,
интереснее для других, для большей группы?
Невоспитанность прямо отражается на тренировках,
эффективности процесса всей группы. Всей команды. И что в итоге? Правильно.
Уже, на начальном этапе, будущие футболисты многого не дополучают. А время
тренировки уходит, в том числе, и на воспитательный процесс для 2-3 человек из
15-20.
Нужна ли такая тренировка? Можно ли говорить о какой-то
тренировке футбольного мышления, когда невоспитанное дитятко, при первой
возможности, «зажигает свечу» или лупит мяч по воротам.
Моё мнение, лучше отдавать детей в 4-5 лет. Типа
подготовительных групп. Почему? В возрасте 7-9 лет у детей начинается период
подражания. Что плохо, копируют ребята далеко не самые лучшие поведенческие
модели. Как не прискорбно, родителей в том числе.
В возрасте 4-5 лет дети больше склонны к «формированию».
Конечно, у единиц, прослеживаются пробелы в воспитании. Но решаются такие
проблемы, в большинстве случаев, быстро.
Да и организм неплохо адаптируется к нагрузкам. Раньше
постигаются азы техники. И, уже в 7 лет, можно строить привычный тренировочный
процесс не на пустом месте. Добавлю от себя, лучше физическое развитие. Во
многих случаях, уходят частые ОРЗ и прочие мелкие, но неприятные заболевания.
Ранние тренировки делают ребят смекалистее. Они лучше усваивают информацию на
занятиях в детсаде. Более склонны к порядку. Это, правда, касается не только
занятий футболом, но и другими видами спорта.
Но, в процессе воспитания, роль тренера также со счетов
сбрасывать не будем. Именно от первого тренера, во многом, зависит развитие
будущего футболиста. Не каждый может быть детским тренером. Очень приятно, что
много вполне хороших детских тренеров. Люди просто живут этим. И это молодые
ребята, 28-35 лет.
Но, увы, бывают и обратные примеры. О каком футбольном
мышлении можно говорить, если первый тренер окажется просто «не тем человеком».
Но и родители, часто, сводят работу тренера на нет.
Прессование детей, крики, мат от родителей можно услышать на банальной
тренировочной игре. Не говорю, уж, о различного рода турнирах. Даже обычных
товарищеских матчах между командами из разных ДЮСШ. По эмоциям, даже Магат
обзавидовался бы поведению некоторых родителей. Мат, подзатыльники, крики в
стиле «Ты калека». Не лучшие условия для работы тренера и роста будущего
футболиста.
Конечно, не все ребята из ДЮСШ станут футболистами. Не
говоря уж, о попадании в ТОП-команды хотя бы УПЛ. Но, хочу сказать, на этом
этапе уже «отсеивается» какой-то процент. Отсеивается из-за того, что идёт
неправильный процесс воспитания. Причём, не обязательно конкретного ребёнка.
Невоспитанные ребята, влияющие на тренировочный процесс, тоже вносят свою
«лепту». Скажете, глубоко копаю? Возможно. Но, скажу честно, на Западе, даже в
детских группах, лишнего звука не услышишь. Такое ощущение, что эти малыши уже
с пелёнок приучены работать, ценить время и уважать окружающих.
Добавлю и такой момент. Банальное чтение книг, познание
новой информации, новые ощущения и эмоции (позитивные), очень способствуют
развитию интеллекта и мышления ребёнка. Равно как и выполнение «ручной»
творческой (и не совсем творческой) работы. Даже банальная уборка в комнате
может стать вполне развивающим действием, а не «обязаловом». Например, когда
младший был совсем маленьким, мы «убивали микробов». Это было творческая задача
покруче «шуттера». К тому же, неизменно порождавшая вопросы «Почему», «Отчего»,
«Как» и бурю эмоций.
Память
В своём комментарии Кондуктор рассказал о тренировке памяти
по воспоминаниям одного известного футболиста.
Вообще подобная практика тренировки памяти известна давно. Я
встречал эту методу в стандартной подготовке солдата РККА. Кстати, она даже
описана в одной детской книге то ли 1920-х, то ли 1930-х годов. Смею
предположить, известна она была раньше.
Суть простая. Идёте вы по улице. Пройдя квартал, вы должны
запомнить какие дома, сколько этажей и даже сколько окон. Любые особые детали.
Вплоть до цвета трусов на балконе третьего этажа.
В чём, как говорится, соль? Память один из интересных
процессов в мозге, который неразрывно связан со многими другими процессами. Я отмечу
два, внимание и концентрация. Нет смысла говорить о футбольном мышлении, если
человек рассеянный, не внимательный, не может долго держать концентрацию. Он
просто будет выпадать из игры.
Более того, короткое время наблюдения очень хорошо
способствует активации мозга. Мозг привыкает, в считанные секунды, фиксировать
большие объёмы информации.
Представьте себе, вы ведёте мяч, за доли секунды, едва
подняв глаза, вы должны оценить положение соперника, партнёров и даже их
движение. И в эти же доли секунды вы должны принять решение. Но о решениях
ниже. А вот об объёме информации, сейчас.
Ваша краткосрочная память фиксирует, в один момент, картинку
ситуации на поле. Дальше вы снова склонили голову к мячу, на доли секунды. Но
картинка осталась, мозг работает над решением по памяти. Сильно ли изменится
ситуация за доли секунды? Нет. Когда вы поднимите глаза в следующий раз, у вас
уже будет решение. И будет действие. Попробуйте, чисто для себя, поработать с
динамичными ситуациями. И прикиньте затраты времени.
Память, также, влияет на мышление и его скорость. Есть
несколько критериев оценки памяти, и все они начинаются со слова «скорость».
Скорость запоминания, скорость забывания, скорость воспроизведения. Поэтому
тренировка памяти это очень неплохо для развития скорости футбольного мышления.
Отмечу ещё один аспект. В хоккее полевым игрокам и вратарям
настоятельно рекомендовалось следить за соперниками. Известно, что каждый игрок
имеет свой стиль, свой набор фишек, свой набор моделей действий. Запоминание
этих фишек, моделей действий, даёт возможность игроку «читать» соперника,
прогнозировать дальнейшие действия в индивидуальном противостоянии. Да что там,
банально запомнить, как тот или иной игрок соперника играет левой или правой
ногой.
Насколько мне известно, собирают такую информацию и в
западных футбольных клубах. Причём не только по технике пробития пенальти. И на
предматчевых установках дают игрокам. Но, неплохо, всё-таки видеть и делать
выводы самому.
Тренировка мозга
Я уже писал, многие понимают под интеллектом всё что угодно,
только не то, что даёт практический результат. Не уровень интеллекта
определяющий, хотя и необходим. А определяющим является уровень мышления. Есть
даже такое выражение «Для выполнения этой работы нужно не высшее образование, а
среднее мышление».
Мышление, условно, это «мышца мозга». Это способность
принимать, усваивать информацию, анализировать её и своевременно принимать оптимальные
решения.
В тренировках пилотов Формулы 1 есть интересный компонент.
После физических упражнений (их объём и интенсивность, говорят, даже
прописывается в контракте), пилот должен решить несколько различных задачек,
пройти что-то типа теста.
В чём суть? Известно, что физическая усталость отражается и
на работе головного мозга. А, следовательно, и на оценке информации, реакции на
неё, собственно, действиях.
С футболистами та же беда. Мы часто слышим такое, «Они опять
пропустили мяч на последних минутах». А почему? Говорят, потеряли концентрацию.
Но дело не только в концентрации. Теряется способность мыслить. И не только
из-за физической усталости. «Мышцу мозга» тоже нужно тренировать. Мозг тоже
«нагружается» и, с каждой минутой матча, он утомляется. А, значит, начинаются
неверные решения.
Оказывается, под физическими нагрузками хорошо тренируется
не только техника, гибкость и эластичность мышц, но и мышление.
И снова, ни о каком футбольном интеллекте не может быть
речи, если нет тренировки оного.
Тренировка мышления часто связана с тренировкой
тактико-технических действий. Например, для тренировки скорости принятия
решений по пасу используется система «раздражителей» (например, световых
сигналов). Игрок должен максимально быстро и точно отдать пас. Это не только
тренировка скорости реакции, как кажется на первый взгляд. Хотя и это важный
элемент. Также используется ряд игровых упражнений с несколькими вариантами
развития событий. При этом, с каждой тренировкой, интенсивность и скорость
выполнения увеличиваются. Но не для того, чтобы футболист «усвоил до
автоматизма». А чтобы выбирал оптимальный, наиболее эффективный вариант
развития действий.
Кроме специфических способов тренировки мышления есть и
вполне обычные. Например, изучение языков. Учёные давно отмечают определённую
зависимость между уровнем мышления и количеством языков, которыми владеет
человек.
Гибкость мышления
Я называю это «выйти за рамки». Блоггер Кондуктор очень
верно заметил об игроке, который бьёт с трёх метров по воротам на силу. И
попадает во вратаря.
Почему?
Это, практически, инстинкт. Взять и всадить со всей,
извините, дури. Разве нет других вариантов? Да, у ворот соперника нападающий
находится в режиме не просто дефицита времени для принятия решения, а просто
отсутствия времени, как такового. Но это не совсем так. Даже если предположить,
что это условный рефлекс, задача футбольного мышления, как раз, бороться с
такими «рефлексами». Или, точнее, «исполнительными функциями». Есть и другие
ситуации. Например, часто вижу, как дети бьют по воротам с острого угла. И, мяч
иногда залетает, так как вратарь, в детской команде, позиция, не редко, условная.
Но что мы видим потом? Уже во взрослой команде, нападающий
не видит ничего и никого. И бьёт с неудобной позиции, с острого угла. Да, во
вратаря. И многие ещё радуются, мол, «форвард жеж». Завершил атаку ударом. А
почему не голом? Разве это был единственный вариант действия? Нет. Техничный
игрок (а многие нападающих таковыми считают) имеет далеко не один вариант. Но
что? А всё просто. Игрок уже ничего вокруг не видит. И никого. Он не имеет
никакого представления о ситуации (см. о памяти). Да, мне сейчас быстро
расскажут о том, что я не играл в футбол.
Но современный футбол таков, что не так и много моментов
соперники позволят вам создать у ворот. Сколько игр проиграно из-за
«нереализации». Да, отбросим неровности поля, скрытые толчки соперника и т.п. Но,
почему не получилось? Техника? Техника это тоже принятие решения и реализация
действия. Как пробить, чем, с какой силой, куда.
Если у игрока развито мышление, то он, чаще, будет
реализовывать более правильно. Не действуя как в голову ударило. Да, это, возможно,
сотые доли секунды. Но это уже не будет рефлексом, что чаще, судорогой, вместо
удара по воротам. Это будет управляемое действие по реализации оптимального
решения.
Второй момент, на котором хотелось бы остановиться. Это
нестандартность решения. Конечно, многие нестандартности закладываются на
тренировках. Но часть, это инициатива и прерогатива игрока. Я бы сказал, прямая
обязанность.
Нестандартность решения это неожиданность для соперника.
Соперник потратит лишнее время для переоценки ситуации и «перемоделирования»
действий. А это метры поля, метры до ворот, рывок в свободную зону,
своевременный пас. Да что там, одним нестандартным действием можно отправить трёх-четырёх
человек, а то и полкоманды, за пивом.
В основе гибкости мышления целый ряд факторов. От
воспитания, до внутреннего ощущения свободы. Уж извините за ненаучный термин. У
нас, творческий человек, свободный человек, это синоним недисциплинированности.
Творческий игрок нам представляется таким бродящим по полю «творцуном», который
кладёт болт на тренера и его установки.
Но, отнюдь. Творчество и свобода вполне могут уживаться с
дисциплиной. Назовёте ли вы Марио Гётце или Томаса Мюллера
недисциплинированными, в тактическом смысле, игроками? А Матиаса Заммера?
Более того, я считаю, что понимание свободы личной,
творчества, как процесса, повышает дисциплину. Но тут, опять же, не обойтись
без мышления. Да, можно дать установку, типа «играй творчески, но вот туда не
иди». И то, и другое, совершенно бессмысленно, как шлепок мамы за «Почему». Мышление
позволяет понимать, почему надо не идти туда. И, в то же время, позволяет
творчески решать задачи в рамках позиции.
И да, не стоит бояться давать игрокам проявлять инициативу.
Без этого не будет развития, прогресса. Ведь и сам прогресс, это выход за определённые
рамки.
Добавлю ещё один момент. Внутренняя свобода это ещё и
ответственность. Точнее умение, способность игрока осознать и принять
ответственность на себя. Без этого не возможно проявление инициативы. Эта же
способность понимать и принимать ответственность и объединяет свободу,
инициативность и, в тоже время, дисциплинированность.
У нас часто можно видеть, особенно в детских, подростковых и
юношеских командах, как ребята «перепуганы». Они боятся не то что действие
совершить, а мяча коснуться. Или действуют, как роботы. Это хорошо, возможно,
для очередного кубка на приз города. Но очень плохо для становления ребёнка,
как футболиста. Другое дело, что инициатива, повторюсь, должна быть неразрывно
связана с ответственностью. Ведь действия игрока могут привести к проигрышу
команды.
Я думаю, в скором времени, футбол станет битвой мышления на
поле. Да он уже таковым есть. И важный тут элемент – гибкость мышления.
Способность выходить не только за рамки «рефлексов», но и за рамки
«общепринятых» решений.
Пространственное мышление
Кто бы мог подумать, но фактор пространственного мышления
очень важен для футболиста. Почему?
Те, кто часто читают мои записи, могут вспомнить
словосочетание «геометрия игры». Не совсем правильный, возможно, термин, но
точно отображающий суть тактики.
Тактика, в футболе, это управление пространством. Это
управление пространством осуществляется за счёт позиционирования и/или
перемещения игроков в различных игровых эпизодах, фазах (с мячом, без мяча,
атакующих, оборонительных).
А что такое пространственное мышление?
Пространственное
мышление - вид умственной деятельности, обеспечивающей создание
пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и
теоретических задач.
Отмечу, умственной деятельности!
Мы часто слышим, защитники не правильно выбрал позицию,
нападающий неправильно открылся. Это всё проблема пространственного мышления.
Это неспособность игрока смоделировать своё положение относительно мяча,
соперника, вообще игрового эпизода. А ведь игрок ещё обязан и прогнозировать
события с максимальной точностью.
Более того, футбол это командная игра. А значит, мы можем
говорить о групповых тактических действиях. То есть, пространственным мышлением
должны обладать и другие игроки. Та же подстраховка партнёра это понимание
возможных вариантов развития событий. И тут задействуются многие направления
мышления. Память позволяет вспомнить, как соперник действует в такой ситуации.
Скорость мышления позволяет максимально быстро принять решение о действии.
Пространственное воображение позволяет занять оптимальную позицию. И партнёры
не должны выключаться. Иногда можно видеть, игрок отобрал мяч у соперника, а
что делать дальше? Одни партнёры встали как вкопанные. Другие рванули
неизвестно куда. Секундомер тикает, игрок, чаще всего, принимает неверное,
неоптимальное решение. И оно, как правило, ведёт к быстрой потере мяча.
Представьте, каким уровнем мышления обладает тот же Пирло.
Да, мы часто видим, что без наличия грамотного «плеймейкера», распасовщика,
очень сложно побеждать. А такой человек должен обладать очень развитым
пространственным мышлением. И почему он должен быть один в команде?
Чтобы тренер мог по максимуму использовать тактические
приёмы, он должен обладать командой игроков, имеющих развитое пространственное
мышление. Без этого, все тактические компоненты просто «зазубренные» схемы. И
соперник легко внесёт свои «коррективы» в игру.
Питание
Для себя я давно установил, питание влияет на деятельность.
Не зря, когда Венгер пришёл в Арсенал, он, в том числе, начал разрабатывать
диеты для игроков.
Также есть известная поговорка «Ты то, что ты ешь». Конечно,
как любое крылатое выражение, его не стоит воспринимать буквально. Но питание
должно быть соответствующим.
В тибетских атласах медицины описываются различные свойства
разных продуктов, видов мяса, овощей. Также даются определённые рекомендации.
Типа, заполни желудок на 2/3, а треть оставь для Воздуха. Это не просто
эзотерический элемент восточной философии. Это элементарное ограничение от
переедания.
То есть, как минимум, со средних веков в некоторых
цивилизациях отмечали важность питания.
Да, влияние питания, возможно, незначительно. Но каждый
спортсмен знает, от результата часто отделяют доли секунды, одно движение, один
шаг не в ту сторону.
Вообще же, на данном этапе, не смотря на всю свою
популярность, тема спортивного питания остаётся одной из самых спорных.
Физическое развитие
Для спортсмена вообще, и футболиста в частности физическое
развитие является необходимым элементом.
Заметил определённую связь. Активные дети более смекалистые,
быстрее усваивают информацию.
Мы часто можем слышать «А ну, сядь, посиди, достал уже своей
беготнёй». Но родители, часто, даже не задумываются. Всё это не только от
избытка энергии. Двигательная активность активизирует и работу мозга ребёнка.
Ведь ему надо сохранять равновесие, где-то проявлять ловкость, координацию
движений. Для детей возрастом 4-7 лет двигательная активность такая же
тренировка мозга, как арифметика или чтение.
Конечно, имеет смысл чередовать периоды активности с периодами
спокойствия, занимая ребёнка интересным делом (лепка, рисование, конструктор,
даже компьютерные игры).
Кстати, о компьютерных играх. Если родители смогут правильно
подойти, то и игры могут стать помощниками. Главное сосредоточить внимание
ребёнка не на «спецэффектах», а на тактических элементах даже обычных
«стрелялок». Ну и, следует помнить об ограничении по времени.
Родители должны не сдерживать физическую активность ребёнка,
а всячески способствовать ей. Да и во взрослом возрасте, физическая активность
позволяет сохранить мышление. Чтобы к 60-и годам не впасть в маразм, как часто
бывает.
Работа тренера во взрослой команде
Раньше, тренер был не просто тренером. Тот же В. Лобановский
неоднократно отмечал важность двух моментов в личности и работе тренера. Это
уровень мышления тренера и воспитательная работа.
Согласитесь, если тренер не обладает определённым уровнем
мышления, то, как им могут обладать игроки?
Воспитательная работа тоже является большой и серьёзной
частью создания команды и развития игроков. А для этого, тренер обязан иметь
определённую, универсальную философию, принципы мировоззрения и миропонимания.
Конечно, далеко не все игроки будут принимать это. Но, они
придут к этому через время. А те, кто придёт раньше, сможет добиться многого в
футболе.
Да, воспитание во взрослом возрасте тоже влияет на
футбольное мышление. А значит, на способность команды давать тот самый
результат.
Выводы
Указал далеко не всё. О некоторых вещах рассказал вскользь,
лишь обозначив их. Например, личная свобода и ответственность. Но каждый
вопрос, поднятый здесь, потребует не одной страницы. Причём очень спорного
текста.
Пока что остановимся на нескольких моментах.
Итак, футбол становится интеллектуальнее. Подготовка игроков
с футбольным мышлением это целый процесс. И этот процесс является комплексным
подходом. Тут важно всё, участие родителей, личность тренера, обстановка в
доме, методология.
Одна американская учёный провела очень непростой, в
политическом смысле, эксперимент. Она проверила уровень IQ у разных расовых
групп. И вышло, что некоторые расовые группы имеют низкий уровень. Однако критики
учёной выявили один простой факт. А именно, окружение, обстановка в которой
живут люди. Высокий средний уровень IQ белых людей и китайцев был связан с тем,
что большинство из них жили в хороших кварталах, ходили в хорошие школы, имели
доступ к активным занятиям спортом, общественной жизнью. Люди из бедных
кварталов, преимущественно, чернокожие, латиноамериканцы, таких возможностей не
имели с детства.
Конечно, бывают примеры, когда человек из бедной семьи
«поднимается» вверх и демонстрирует наилучшие качества. Это уже то, что принято
называть менталитетом (характером). Но, для основной массы людей, окружающая
обстановка, материальные недостатки являются определяющими.
Правда, позволю себе и другую гипотезу. Избыток, излишек
материальных средств тоже плохо. Как правило, мыслящие, творческие люди это
представители так называемого «среднего класса». Находясь на промежуточном
уровне между бедными и богатыми, эти люди более целеустремлённые, рациональные.
Потому что бедняки, как правило, разочарованы в жизни. А богатые (не все,
конечно), ею пресыщены.
Это тоже момент, особенно для нас, живущих в Украине. Я
выскажу крамольную мысль, но она имеет смысл. Без прочного общественного
фундамента не будет у нас футболистов мирового уровня. Это будут единицы, типа
А. Шевченко, которому, по большому счёту, повезло.
Равно как и без воспитания внутренней свободы, наши
футболисты всё время будут уступать легионерам.
Тем не менее, отметим, что и во взрослом возрасте возможны
перемены. Примеры Кучука, Григорчука и того же Лобановского более чем
показательны.
Главное, чтобы развитие футбольного мышления было системным,
комплексным процессом в клубе. Для Украины, увы, этот момент, по большому счёту,
очень зависим от личности тренера. Много ли у нас таких? Но это другая история…
Как общий вывод. Если Украина стремится к каким-то
достижениям в футболе, равно как и украинские клубы, то воспитание футбольного
мышления, тренировка, должны стать неотъемлемой частью от уровня ДЮСШ до
профессиональных команд.
Немає коментарів:
Дописати коментар