неділя, 29 вересня 2013 р.

Football intellect. Футбольные мозги

Немного мыслей, много текста


Отдельные компоненты, обеспечивающие игру, за длительное время
изменились незначительно. Это технические приемы владения мячом, правила
игры, организации турниров. В то же время претерпели значительные изменения
тактические действия футболистов, их подбор, построение тренировочного про-
цесса и т.д. Прежде всего это касается исходной статической структуры, иначе
говоря, расстановки игроков, затем — динамической структуры, выраженной в
индивидуальных и групповых действиях малых, средних и больших коалиций в
обороне и атаке. Однако исходная расстановка начинает стабилизироваться и
играет все меньшую роль, поскольку значительно расширились зоны действия
отдельных игроков, а в связи с этим; и более эффективно используется игровое
пространство. Возросла также скорость одиночных и коллективных действий,
расширился спектр варьирования тактики, появилось иное представление о
значимости моделирования разнообразных тактических действий…
А.М. Зеленцов, В.В. Лобановский

О чём всё это?
Эта цитата из книги В.В. Лобановского и А.М. Зеленцова как нельзя лучше отображает эволюцию футбола. Совершенно очевидно, что это требует новых подходов не только от тренеров, но и самих игроков.
И, на первое место, тут выходит футбольный интеллект.
Самый сильный, самый быстрый игрок, но без игрового интеллекта будет тратить большую часть своего потенциала впустую, но игрок даже с наименьшим интеллектом сможет преодолеть любого соперника.
Это уже цитата Хорста Вайна, известного тренера, теоретика, автора книг и пособий, консультанта клубов и федераций.
Здесь мы рассмотрим некоторые аспекты футбольного интеллекта, его важности в современном футболе. Но, для начала, хочется расставить некоторые акценты на терминах.

Футбольный интеллект
Здесь я буду использовать своё понимание терминов. Поэтому термин «футбольный интеллект» считаю не совсем верным.
Что такое интеллект? Достаточно общее слово, под которым, мы часто понимаем совокупность знаний. Но давайте подумаем, всегда ли лучшие ученики становятся самыми успешными людьми? Последнее время всё чаще поддаются критике так называемые тесты IQ. Всё чаще критикуется система школьного и университетского образования. Всё меньше востребованы люди, обладающие общими знаниями. Нужны люди, которые умеют решать конкретные проблемы в конкретной деятельности.
Мышление это не набор знаний. Это способность человека видеть проблему и находить наилучшее её решение.
То же самое и в футболе. Не важно, как развит ваш интеллект. Важно то, как вы мыслите на поле, как вы решаете игровые проблемы и насколько ваши решения успешны.
Итак, мы отказываемся от понятия «футбольный интеллект» в пользу понятия «футбольное мышление».
Но мы не отрицаем специфическую важность интеллекта, как набора знаний. Интеллект – это, условно, жир, который использует мозг в процессе мышления. А само мышление это, условно, мышца, которая производит действие. Да, мыслительное действие, которое, потом преобразуется в действие физическое. Кроме этого, всесторонне развитый человек просто интереснее человека ограниченного.
Итак, футбольное мышление. Как способность игрока решать игровые проблемы, ситуации с наилучшей эффективностью и в минимальные сроки.
Добавим сюда и ещё один момент. Это не просто решение проблемы. Если бы всё было так просто. Мы бы могли просто почитать книги «по бизнесу» и выстроить компании с миллионными прибылями. Футболистам было бы достаточно показать основные решения в игровых ситуациях, и всё. Но этого нет.
Речь идёт о том, что и бизнесмен, и учёный, и футболист должны творчески подходить к решению многих задач. И это один из факторов, который поднимает футбольное мышление (и мышление вообще) на новую высоту.

Лобановский и Зеленцов
Не скажу, что Лобановский и Зеленцов стали первопроходцами в вопросах изучения и воспитания футбольного мышления. В 1960-70-е гг. изучение психологии было стремительно развивающейся отраслью. В том числе и такого направления, как психология в спорте.
В СССР, как ни странно, для развития научного подхода в спорте были идеальные условия. Советский подход к футболу явно предвосхитил время. Ещё во время вояжа московского Динамо в Британию англичан удивила коллективная игра советских футболистов. Советская система подготовки футболистов не предполагала создания «звёзд». Это был «конвейер», создающий узлы для «коллектива». Конечно, и тренеры, и болельщики, и СМИ, всё равно выделяли «звёзд». Но это уже иное.
На Западе, рынок «дикого капитала», в том числе и в сфере человеческих ресурсов, предполагал проход выше, попадание в профессиональную команду, исключительно благодаря личным качествам. И эти качества должны были быть просто невероятного уровня. В противном случае, ты никому не интересен. В советском футболе исходили из того, что спортсмен должен просто соответствовать определённому уровню. И от него требовалось умение работать на коллектив.
Так что, Лобановский и Зеленцов имели отличную базу для изучения, экспериментов и реализации.
Лобановский и Зеленцов рассматривали тренировки, игру, действия игроков как многофакторные модели. Нам здесь интересен момент именно принятия решений игроком на поле, а значит, действий.
Лобановский рассматривал модели как многоэтажную конструкцию. Эта конструкция строилась путём тренировок «от простого к многофакторному». Причём Лобановский указывал на тщательную необходимость проработки целей модели, изучения факторов для того, чтобы создавать модели. И, что не маловажно, он указывал на необходимость точного измерения эффективности.
Но мнение о том, что Лобановский с Зеленцовым мечтали создать идеальных футбольных роботов, прямо скажем, профанация. Сам Валерий Васильевич неоднократно указывал на то, что невозможно учесть все факторы. Игрок был обязан принимать решение в любых, даже самых неожиданных игровых ситуациях. И не зря Лобановский указывал на то, что игра футболиста это именно творчество.
Лобановский и Зеленцов пытались синтезировать научный и интуитивный подход, точную математику и эмпиричность. К сожалению, их работа не была достойно оценена. А важность результата для Динамо Киев заставляла создавать именно «механистических монстров», как выразился один английский журналист.
Зато книга была принята хоккейными тренерами в СССР. А в футболе? Не принятая тогда она оказалась полностью позабыта сегодня.

Хорст Вайн (Horst Wein) и детский футбол
Бывший хоккеист стал автором популярных книг и методик по подготовке спортсменов. А также, сейчас его называют тренером тренеров.
Его методики подготовки юных футболистов были приняты в Испании, Италии, Бразилии и уже пришли в Великобританию. Его услугами пользуются клубы с громкими именами.
Хорст Вайн делает упор на раскрытие творческого потенциала футболистов с самого детства. И краеугольным камнем его методик становится футбольное мышление, его развитие с самого юного возраста (7 лет).
Вайн также сторонник поэтапного развития, что отображено в его книгах. Вайн, похоже, достаточно неплохо изучил возрастные отличия и чётко различает методологический подход к развитию футболистов по возрастным группам.
Немец большой противник высокой конкуренции в футбольных школах. Он считает, что из-за этого, на ранних этапах, отсеивается много потенциально талантливых игроков. Вайн не отрицает важности физической и технической подготовки. Но на первое место он выводит именно футбольное мышление.
Что толку, если у игрока прекрасные скорость, атлетизм, рост? Без футбольного ума, грубо говоря, всё это будет просто потрачено впустую.
Но, пока что, «умные», по футбольному, игроки, далеко не атлеты. Из «старой гвардии» Дешам, из новой Бускетс, Чави, Мата и многие другие, совсем не отличаются антропометрическими или физическими данными. Думаю, здесь дело в том, чтобы подняться выше, игрокам без особых физических качеств приходится делать упор на своё мышление на поле. Их потрясающе тонкая игра позволяет быть лучшими.
Но что будет, если объединить футбольное мышление и атлетизм? Мюнхенская Бавария.
Однако вернёмся к детям.
Итак, очевидно, в современном футболе интеллектуальная составляющая подготовки футболистов начинается с детства. Многие наши болельщики часто пишут о легионерах, об их отличии. Но давайте серьёзно, кто из наших клубов сотрудничал с герром Вайном? А ФФУ? Наши ДЮСШ, клубные академии продолжают «клепать биомассу» и с выпученными глазами искать талантов. В то время как многие клубы и целые федерации уже давно работают над созданием талантов в собственных структурах, используя системный подход.

Можно ли воспитать футбольное мышление?
Упор на детский и подростковый футбол очевиден. Современные дети, живущие в век компьютерных систем, продвинутых гаджетов имеют очень гибкое мышление. Вообще, для детского возраста познавательный процесс это естественное состояние. Лобановский, свои модели также сравнивал с процессами познания.
Это не совсем обучение. Есть хорошее выражение: «Обучение, значит, оглупление». Во многих странах активно ведутся поиски наилучших образовательных методик. И футбол не исключение. Что любопытно, некоторые методики для своих тренировок Х. Вайн взял из современных школьных методик. Также Х. Вайн использует подход «уличного футбола» в игровых тренировках.
Но на детском этапе воспитания футбольного мышления есть проблемы. Первая, тренер должен подходить творчески, вызывая интерес у детей. Как говорит Вайн, надо раскрывать потенциал, таланты. Вторая, необходимо так подавать информацию, чтобы она чётко соответствовала возрастной категории. Потому что у детей психология отличается от взрослой. Но детская психология отличается и по возрастам. Вайн предлагает пошаговую, поэтапную методику, во многом схожую с моделями Лобановского для взрослых футболистов. То есть, от минимального количества факторов, к постепенному усложнению.
Насколько оправдан такой подход? Эксперимент продолжается. Но, похоже, его стоит назвать удачным.
Можно ли воспитать мышление у взрослых футболистов? Да. И, определённо, это даже быстрее, чем у детей. Но главная проблема тут, это мотивация взрослого, состоявшегося игрока. Ярким примером является работа Гвардиолы не только в Барселоне, но и уже в Баварии. Конечно, мы не знаем, каких высот достигнет Бавария в этом году. Но девиз Пепа «Слушай и учись» уже работает.
А нужен ли талант? То есть, некая врождённая составляющая? Безусловно. Как в любом виде деятельности природная предрасположенность это очевидный плюс. Не будет хорошего музыканта без музыкального слуха, художника без таланта изображать окружающий мир. Футболиста не будет без предрасположенности к спорту вообще и футболу в частности.

Футбольное мышление, как оно есть
В профессиональных командах, академиях, детских школах существует большой диапазон методик воспитания футбольного мышления. Речь идёт, конечно, о Западной, Северной Европе, Южной Америке, Австралии. Идут методики и в Северную Америку, как никак, более 24 миллиона жителей США занимается футболом. А конкурентоспособных, на внешних рынках, футболистов мало.
Здесь я не буду расписывать методики. По большей части, они или коммерческая тайна, или описаны в самых общих чертах, или являются сугубо авторскими. Остановлюсь на важных аспектах.
Шведские учёные провели эксперимент. Ряд людей прошли тест D-KEFS (нейропсихологический тест, который определяет способность человека действовать в нестандартных ситуациях. Тест проводится путём измерения вербальных и невербальных исполнительных функций). И что оказалось? Лучшие результаты показали футболисты наивысшего уровня. Чуть худшие, из не топ-команд. Чуть более худшие, футболисты из вторых дивизионов чемпионатов. Самыми низшими результаты были у людей… которые не занимаются футболом.
Конечно, психология та ещё «наука». Да и сами учёные определили свои выводы, как гипотезу. Тем более задача теста была, как раз, определить влияние способностей к мышлению. Но, в целом, можно согласиться с некоторыми результатами. Более способные к мышлению футболисты попадают в лучшие команды, в сильнейшие лиги. Что касается обычных людей, то много ли у нас ежедневных решений?
В чём тут, как говорится, суть. Я называю это поведенческими моделями и моделями мышления. Сы все и всегда мыслим моделями. Более того, мы стремимся к моделям мышления. Отсюда и желание «взять всё и поделить», «разложить по полочкам», «разделить на чёрное и белое». Так проще нашему мозгу и нашим нервам. Организм сам себя оберегает от «перегруза».
Но суть мышления в том, чтобы действовать, как раз, за рамками моделей, жёстких конструкций. Собственно, исполнительные функции, как процессы в мозге, это подавление автоматических реакций и способность менять реакцию в соответствии с контекстом ситуации. При этом общая цель действий не меняется.
Например, все люди переплывают реку. Цель одна – достичь другого берега. Но находится человек, который решает проблему, выходя за рамки привычной модели, он строит мост. Только в футболе, часто, просто нет времени для раздумий. А ситуации бывают и посложнее.
Да, это всё воспитывается и тренируется. Не только в футболе. По похожим методикам готовятся бойцы спецподразделений. Тренировка игрового мышления уже давно используется в хоккее. В частности, в Финляндии это один из главных принципов подготовки молодых хоккеистов.
Конечно, модельность мышления остаётся. Вопрос только в гибкости «рамок» модели мышления. Здесь позволю себе не согласиться с Лобановским. Даже самая многоэтажная модель не впитает в себя всего разнообразия игровых ситуаций. Плюс фактор эмоций. Плюс (это Лобановский тоже учитывал) физическая способность выполнять действия. Да, и не редко игрок может столкнуться вообще с новой для себя ситуацией.
Таким образом, мы видим достаточно серьёзные сложности. И тут я задам крамольный вопрос.
А нет ли здесь ограничения для украинцев? Может поэтому украинская земля даёт всё меньше футбольных талантов? Ведь большинство из нас любят жёсткие модели, багаж ненужных знаний. Мы редко проявляем гибкость, способность выйти за рамки, когда решаем задачи, проблемы по жизни.

Как футбольное мышление меняет мир
Что же даёт футбольное мышление? Многое кажется вполне очевидным. В игре футболист вынужден часто принимать одно решение из многих. И решение должно быть оптимальным. Для этого игрок должен оценить целый ряд факторов. Даже если он без мяча. Принятие решений должно отнимать десятые доли секунды. А если игрок с мячом, то и того меньше. Более того, игрок должен предугадать развитие событий дальше. Конечно, свою роль играют знания. Точнее информация о соперниках, установки тренера. Но только игрок принимает решение, да ещё и с предугадыванием нескольких шагов вперёд, все варианты развития событий, от продолжения атаки до потери мяча командой.
Когда футбольное мышление работает у нескольких игроков, команда выглядит, как слаженный механизм. В некоторых случаях «интеллектуалы» могут тянуть игру на себе.
Чем меньше игрок тратит на мысли, тем быстрее команда проводит тактико-технические действия. И это только внешне происходит интуитивно. И далеко не на «автомате». Только будет автоматизм, игра конкретного футболиста «умрёт». Он будет прогнозируем.
Всё больше становится «универсалов». Умение сыграть на, практически, любой позиции это всё последствия развития футбольного мышления. А что это даёт на практике? Раньше, чтобы изменить тактический рисунок игры, тренер прибегал к заменам. Теперь тренеры могут с одним и тем же составом менять организацию игры, использовать больше тактических возможностей.
Практически уходит в прошлое важность футбольных формаций.  Сейчас в рамках 4-2-3-1 разные команды исповедуют совершенно разный футбол. Одна и та же команда может походить к различным матчам с различной организацией игры, но в одной и той же формацией. Тактика переходит на микротактический уровень участков поля. Всё это не возможно без развития футбольного мышления игроков. Футболисты уже не исполнители, а центральные фигуры матча. Более того, это синтез индивидуальностей в коллективной игре.
Меняется и роль тренеров. Если раньше тренер был вторым после бога, то сейчас тренер это, скорее, наставник. Или генерал. Не генералы гоняют солдат по кроссам и полосе препятствий. Тем более не говорят, как стрелять, окапываться, обустраивать огневую точку. Сейчас многие футболисты расскажут тренерам куда больше. Задача генерала, в уютных кабинетах со стаканом чая оценить собранную информацию о сопернике, разработать тактику, стратегию на бой или целую войну. Поэтому и получается работать тренерами у тех, кто никогда не играл в футбол профессионально. Чтобы быть хорошим генералом, не обязательно уметь из револьвера попадать в карманные часы.
Конечно, ещё остаются «зубры». Но интеллектуальное развитие футбола, в целом, будет всё больше требовать узких специалистов с необязательно футбольным прошлым.
Стоит ли писать о том, что меняется и сама игра? Напишу, разве что, игра всё больше зависит от среднего уровня футбольного мышления в команде.

Выводы
Итак, футбольное мышление занимает важное место в современном футболе. Готовы ли мы, в Украине, к этому?
Меня радует прогресс Черноморца. Неплохо выглядел Металлург (Д) с Максимовым в весенней части прошлого сезона. Наш лидер, Шахтёр, синтезирует жёсткую модельность с футбольным интеллектом таких игроков как Фернандиньо (в прошлом) и Срна (уже длительное время).
Но за бортом остаётся детско-юношеский футбол. Безусловно, не весь. Есть тренеры, которые стараются воспитать и натренировать футбольное мышление. Но проблема и главное отличие от других футбольных стран в том, что у нас нет системы. Вообще все новации в подготовке футболистов, от детских до профессиональных команд, у нас, в плоскости индивидуальности тренера.
Если мы хотим сохранить украинский футбол, сделать его конкурентоспособным, то мы должны уже сейчас сделать революцию. Занимает ли это вопрос ФФУ, владельцев ведущих клубов? Сложно сказать. В общем и целом, картина печальная.

Как говорит Х. Вайн «Когда вы делаете то, что делаете всегда, вы никогда не достигнете большего в дальнейшем».  

Немає коментарів:

Дописати коментар