неділю, 1 травня 2016 р.

Соревнования в детском футболе. Против или за

Сейчас модно говорить о том, что турнирный результат для детского футбола не важен. Действительно, есть достаточно аргументов против. И их мы рассмотрим.
Но всё ли так однозначно? Ведь спорт отличается от физкультуры, в том числе, наличием соревновательной составляющей.


Говорить о детском футболе можно долго. И в Украине это делают многие. Благо тем для разговора хватает. О качестве полей, размерах мячей, необходимости «психологического подхода» и т.п. Но достаточно посетить несколько детских турниров, чтобы понять, в большинстве случаев это просто разговоры.
Также, даже при нынешнем развитии спортивной науки, очень многое остаётся неоднозначным и не имеющим чёткого ответа. Нельзя чётко сказать, что вот в этой ситуации правильно так, а не так. И соревновательный процесс одна из тех самых сложных тем.

Соревновательная деятельность (СД)
Для начала определим, что такое соревновательная деятельность. К сожалению, чёткого определения нет. Есть, сохранившаяся с советских времён система, которая характеризует соревновательную деятельность. Там масса различных моментов, например, таких как организация СД, структура и т.п.
Поэтому будем исходить из логики слова «соревнование». Таким образом, можно сказать, что соревнование это форма специально организованной деятельности, которая проходит в соответствии с регламентом, целью которой является определение наисильнейшего.
Можно добавить предложение о том, что соревнование это естественный процесс в деятельности большинства живых организмов. И человеку это досталось, если хотите, в процессе эволюции. Поэтому те, кто говорит, что это «неправильно», скорее всего, просто бояться проиграть.
Соревновательная деятельность не ограничивается, собственно, турниром или конкретными соревнованиями. Соревновательная деятельность включает в себя подготовку (предыгровые тренировки, контрольные игры и показательные матчи, т.п.). Согласно некогда существовавшим нормам отношение было серьёзное. Вот пример:
Проведение контрольных игр с командами из своей лиги (дивизиона, группы) позволяет:
- более тщательно изучить слабые и сильные стороны будущего соперника;
- наметить тактический план на будущие игры;
- проверить степень готовности, как отдельных футболистов, так и команды в целом к предстоящим соревнованиям;
- внести необходимые коррективы в подготовку своей команды;
- опробовать новые тактические задумки;
- внести в заблуждение будущего соперника, используя различные тактические варианты построения игры и т.д.
Многие скажут, что это, возможно, для взрослых команд. Но в СССР соревновательная деятельность начиналась, официально, с 9 лет. И в литературе особого разграничения не делали.
Таким образом, можно видеть, что ничего плохого в соревновательной деятельности нет. Но это на первый взгляд.

Зачем нужен детский футбол
Есть целый ряд факторов, которые позволяют исключить соревновательную составляющую из процесса подготовки. Можно сразу опустить вопросы качества судейства, организации турниров или «коррупции». На серьёзных детских турнирах коррупции почти нет. Вместо неё используется проверенный со времён СССР способ победы – возрастная подстава. Во времена СССР за некоторые команды U-12 бегали «дяди», которым было по 17 лет. Брили ноги. И это не байки.
Давайте зададимся вопросом, есть ли профессиональный детский футбол? Нет. Может быть, вы видите трансляцию детских турниров по ТВ? Нет. Поэтому вряд ли результат команды отразится на величине спонсорских контрактов. Так почему важна победа?
Задача детского футбола, собственно, подготовка будущих футболистов. Никто не заставлял шестилетних рыцарей или лучников (подготовка воинов в Средние века начиналась с раннего возраста) идти в реальную битву до смерти. Их время приходило позже. И это не метафора, а реальная аналогия.
Чаще всего желание победить в плоскости эволюционного определения соревновательной деятельности. Если кто-то проигрывает, он неудачник и не имеет права на что-то в будущем.
Но, может, победы в детском футболе как-то отражаются на уровне будущих футболистов? Строгой корреляции здесь нет. Один тренер любил говорить «Все, кто хорошо играли в футбол в детстве, работают токарями на машиностроительном заводе». Хотя многие продолжают предполагать, что победы в детских турнирах являются показателем качества работы тренера. Но и здесь всё относительно.

Немного о специфике детского футбола
Ведение статистики в детском футболе редкость даже на Западе. Тем не менее, цифры есть. Средние показатели брака в детском футболе составляют 39-50 % и только к 15-16 годам можно наблюдать явное снижение брака. Это касается всех тактико-технических действий (пасы, обводка, отборы, игра головой, перехваты). Количество ТТД «на команду», в возрасте 8-9 лет, в среднем, составляет 410 на команду. В возрасте 16 лет количество ТТД составляет уже 778 при браке 28-30 %. Это, можно сказать, «отечественные» показатели.  
К чему эти цифры? В раннем возрасте (6-10 лет) игра строится по крайне простому принципу. Основной упор дети делают на ведение мяча и обводку. Статистика показывает явную зависимость таких ТТД как пасы от ведения мяча. А вот с возрастом структура игры меняется. К 10-12 годам возрастает роль скоростных детей, способных убежать для получения паса «в зону». И только к 16-17 годам, когда подростки овладевают определёнными тактическими и техническими приёмами, физиологически развивается мыслительная деятельность, возрастает роль сложных индивидуальных технических и групповых действий. Тут тоже всё просто объясняется. До 9 лет у детей есть проблема с техникой и координацией. Поэтому для остановки и обработки мяча требуется несколько касаний. Естественно, в возрасте 6-9 лет, ребёнок выбирает ведение, как способ оптимального контроля над мячом. У подростков на первое место выходят сила и скорость.
Но вплоть до 15-16 лет ситуация улучшается незначительно. Из всего этого можно сделать простой вывод. В определённых возрастных группах для достижения результата не обязательно уметь играть в футбол. И эта тенденция сохраняется вплоть до 16-17 лет.
Правда, здесь следует отметить другой момент, подробней о котором будет написано ниже. Дети могут играть почти как взрослые. И такая игра может давать результат. Для этого тренеру нужно приложить много усилий и, если хотите, иметь настоящий талант. Но…

Победа любой ценой?
Желание победить, почему-то, вызывает желание мошенничать. Но, это не самая большая проблема. Куда больше проблем в последствиях.
Турниры часто превращаются в неоправданные высокие физические нагрузки. До 15 лет у детей есть проблемы с общей и специальной выносливостью. В погоне за результатом тренер может ставить мальчика, который хорошо обыгрывает, на 2 или даже 3 игры подряд. Из-за переутомления у детей может повыситься восприимчивость к простудным, вирусным и инфекционным заболеваниям. В краткосрочной перспективе могут наблюдаться проблемы с температурой, сном и т.д. Проблемы с сердцем, опорно-двигательным аппаратом, почками и давлением это уже в долгосрочной перспективе.
Отмечу и проблемы украинской спортивной медицины. Нет спортивных педиатров. Даже спортивных врачей для взрослых недостаточно. Оставшиеся от советской системы спортивные диспансеры это, больше, формальность. Уровень их кадровой, технической и методологической обеспеченности низкий.
Не меньше травмируют и высокие психо-эмоциональные нагрузки. Очень часто приходиться говорить о том, что дети это не маленькие взрослые. Поэтому стандартные «накачки» тут не помогают. Когда посещал детские турниры в Польше, то удивлялся более «тёплой» атмосфере в целом. Но что ещё больше удивляло это тесный психологический контакт тренера и детей. Слёзы, истерики, крики… увы, обычное явление для детских турниров в Украине.
Что потом? В краткосрочной перспективе – переутомление. В долгосрочной, психологические и вполне физические проблемы. Недооценка психологических проблем это плохо. Один реальный пример. В футболе высокого уровня ценится творческая составляющая игрока. То есть, умение принимать нестандартные решения. Да что там. Даже обычный контроль мяча группой игроков под прессингом это психология. В Украине дети выглядят часто неуверенными, зависимыми от подсказок тренеров и родителей. Что страшного, если ребёнок допустит ошибку на детском турнире? Ничего. Это опыт. Хорошо врезался в память момент, когда польский юный футболист потерял мяч из-за того, что начала обыгрывать соперника прямо перед воротами. Естественно, игрок соперника забил гол, а команда проиграла. Но что сделал тренер? Сразу после эпизода он постарался подбодрить паренька, мол, в следующий раз получится. И после проигранной игры не было «разборов». Но самое главное, многие юные игроки допускали такие действия и с честью выходили из-под активного прессинга противника. А почему? Спокойствие.


Слабые или сильные?!
Есть ещё один аргумент против соревновательной деятельности. Это деление детей на сильных и слабых.
Глядя на детей, сказать, кто из них будет футболистом, а кто нет, сложно. Есть целый ряд субъективных и объективных факторов. К тому же дети могут раскрываться в разном возрасте, что связано, в том числе, с физиологическим развитием. Например, одно время, финские хоккейные вратари уезжали в Канаду в возрасте 14-15 лет. Но возвращались из-за неудовлетворительных результатов. Почему? Как оказалось, канадские подростки быстрее развиваются физически и молодые финны уступают именно в этом возрасте. Но в 17-18 лет «неудачники» возвращались в Канаду. Впрочем, о системе подготовки финских хоккейных вратарей написано достаточно. И один из принципов подготовки – «Не спеши».
Что мы видим у нас, в Украине (и не только)?
В погоне за результатом тренер ставит сильный состав. Напомню, что в детском футболе сильный состав понятие относительное. Это или крупные ребята, или скоростные игроки. В более раннем возрасте результат добудет один единственный мальчик, который хорошо ведёт мяч и обводит. Так как состав ограничен, 4-8 полевых игроков в зависимости от возраста, на игру попадают не все. В итоге, «слабые» ребята сидят на скамейке от матча к матчу. А если и выходят на поле, то крайне редко. Всё это ведёт к проблемам.
Кто-то теряет мотивацию и уходит из футбола. Кто знает, сколько будущих Варди, Анри, Неймаров или Месси, Роналду покинули футбол в 9-14 лет? В США, кстати, озаботились этой проблемой. У них возник вопрос, почему на более чем 20 млн. человек занимающихся соккером так мало игроков мирового уровня. А ответ оказался очевидным и даже банальным, отсеивали «слабаков».
Но самое главное, тренер сознательно лишает «слабых» ребят соревновательной деятельности и тех преимуществ, которые она даёт. Да, теперь мы переходим к аргументам «за».

Результат важен
Для спорта результат крайне важен. Но мы помним, что дети ещё не профессиональные футболисты. Цель детского футбола – подготовить взрослых футболистов. Поэтому все турниры, соревнования и матчи необходимо рассматривать только исходя из этого утверждения.
На самом деле всегда есть способ добиться хорошего результата вполне честным путём. На турнирах в Украине можно увидеть детские команды, которых отличает качественная игра. В чём секрет? Методы и подходы в работе тренера. Но тут сразу начинаются проблемы.
Можно даже не касаться вопроса системы подготовки, как систематизированной совокупности методов и подходов. Кто-то использует конспекты из институтов и курсов. Кто-то ищет в Интернете. Но (это предупреждение, прежде всего, родителям), видеоуроки из YouTube или «школа Аякса на DVD» не являются системой. Сейчас систематизированные знания стоят денег и нуждаются во «внедрении» специалистами соответствующего уровня. Но это вопрос глобальный. Есть и другие вопросы. Это статус и оплата труда детских тренеров. Это финансовое, материально-техническое обеспечение школ и секций. Это возможности прогресса, развития карьеры для молодых игроков. А ещё есть скандалы и проблема «первого тренера».
Вот и получается, что мотивации работать лишён, прежде всего, детский тренер. Но, с другой стороны, если ты выбрал такую работу, будь добр, учи детей.
И тут мы подходим к тому, что сама по себе победа в детском турнире не важна. Важно её содержание. Прежде всего, игровое. Как ребята играли, какие действия выполняли, какой процент брака. Из старой советской литературы мы видим, что соревновательная деятельность это целый процесс. И на первом месте не результат, а психологическая, техническая и тактическая подготовка, приобретение опыта. Всё это можно оценивать. Эти оценки действительно имеют огромное значение. И многое тут зависит как от личности тренера, так и от философии футбольной школы или академии.


В пользу турниров
Опыт показывает, что отказ от участия в соревновательной деятельности снижает эффективность подготовки. Почему?
Тренировка, даже максимально приближённая к игре (двухсторонки), всё равно остаётся тренировкой. Это совсем другое психологическое отношение к игре, сопернику. Отсутствие нового, все действия партнёров и «соперников» предсказуемы. В тренировках хорошо отрабатывать тактическую подготовку (отработка комбинаций, направляемая игра). Но что даёт соревновательный процесс? Он позволяет выявить недостатки подготовки и, соответственно, улучшить её. Другими словами, соревновательная деятельность должна способствовать развитию, прогрессу.
А что для этого надо? Правильная организация учебно-тренировочного процесса. И это не просто слова.
Начнём с философии. Многие тренеры скажут, мол, дети не поймут. Но это отговорка. Странно, но в Украине тренеры редко обсуждают с детьми именно содержание игры. Но для каждого возраста можно найти подход и объяснить. А философия нужна, чтобы тренер мог лучше сформулировать требования. Требования к тренировкам, к результатам тестов, к игре. Почему-то тренеры любят «разбирать» игры с упором на поиске виновного. Но очень редко приходиться слышать о том, какие задачи ставит тренер и какие результаты должны быть. Причём результаты касаются не только отдельных игроков, но и всей команды.
О каких результатах речь? Как минимум, это обычный набор показателей, количественные и качественные характеристики ТТД. Организовать в современных условиях видеосъёмку матча не является проблемой. Как и попросить родителей вести подсчёт ТТД не только своей команды, но и соперника.
Только в этом случае соревновательная деятельность будет иметь смысл. И это повлечёт за собой обязательное изменение подходов к тренировкам. Ведь кроме общих «делаем это, а в следующем году мы уже будем делать это так», будет более индивидуальный подход к каждому игроку. Тренер будет заинтересован именно в прогрессе, развитии. Да и ребёнок будет лучше понимать, что от него требуется, чтобы играть лучше.
Конечно, многие могут сослаться на исследования иностранных и отечественных специалистов. Тут мы должны вспомнить, что дети это не маленькие взрослые.
Приходится согласиться с тем, что необходимо отказаться от привычной организации детских турниров, как уменьшенных копий взрослых. Турнирные таблицы, кубковые дуэли «на вылет» следует оставить позади. Для детей, в плане мотивации, достаточно уже самой игры.
Конечно, у взрослых существуют свои амбиции. Но, почему-то, до сих пор не реорганизованы городские, районные и областные турниры. Различные «спонсорские» турниры также проходят по «взрослой системе».
С другой стороны, многое зависит от позиции тренера. Если его цель развитие детей, то и в нынешней системе он будет делать ставку на это. Если для тренеров важны жестянки, то они будут демонстрировать соответствующий подход.

Большие дяди любят "работать" на камеры, но не больше

Выводы
Эта запись не является чем-то уникальным и каким-то особым мнением. Целый ряд украинских специалистов исследовали вопрос. Есть соответствующая литература, научные работы. Будущие тренеры переписывают всё это в своих дипломных работах и…

Конечно, мы привыкли находиться в плену иллюзий. Пока что Украина способна худо-бедно обеспечивать свои клубы игроками. Да и финансовая ситуация в стране не располагает к чрезмерному использованию легионеров. Под вопросом вообще какой-либо прогресс украинского футбола вообще. Но является ли это достаточным аргументом для того, чтобы в прямом или переносном смысле калечить детей?

11 коментарів:

  1. В какой город в Польше Вы уехали, если не секррет?

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Добрый день.
      Работал в Гданьске, жил в Старогард-Гданьский. Там и посещал турниры.

      Видалити
    2. Неплохо)) я почему-то так и подумал, что в моих сторонах (интуиция)
      Турниры в ГДаньске посещали? У Лехии очень хорошо поставлена молодежная школа, но проблема с введением володежи во взрослый футбол.

      Видалити
    3. Одна из проблем - рано становятся "звёздами". Но в целом, мне нравилось как работают с младшими возрастными группами.

      Видалити
  2. Alex, посоветуйте, на что обратить внимание в персональных тренировках-играх с сыном 7 лет? я читал много разных мнений, общее, что в таком возрасте - главное скорость и прием мяча. верно ли такое утверждение?

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Ну, во-первых, интересно знать, что паренёк умеет и какие есть недочёты в подготовке. Потому что будем откровенны, тренеры групп не всегда могут уделять достаточно времени и индивидуальные тренировки просто необходимы!!!
      Во-вторых, смотря что понимать под скорость. Да, нужно тренировать скорость так как это оптимальный возраст. Без мяча, различные упражнения развивающие скорость ног. Перед тренировкой хорошая разминка, общая продолжительность упражнений на скорость не больше 15 минут, желательно вначале. Выполнили упражнение (скажем, фишечки семенящим, короткий рывочек) трусцой назад, восстановились несколько секунд. Лучше обратить внимание не на длительность, а на интенсивность в кратчайшие промежутки времени и небольшие расстояния. Бег-слалом тоже скоростное упражнение. Развивает не просто скорость, но и более адаптированную к игре.
      Но всё же больше нужно уделять внимания работе с мячом. Жонглирование обязательно каждый день, но не перегружать. Это упражнение требует координации и, грубо говоря, нервного напряжения.
      Пасы стоя на месте, но не стоя, а "переминаючись", переступая. Ножки чуть согнуты, всё время "работают". Два касания. Конечно, в 7 лет сразу получаться не будет.
      Различные виды ведения, внутренней, внешней, левой и правой, различные виды обводки фишек, перекаты. Важно не насколько быстро, а выработать контроль мяча. Поэтому темп увеличивать постоянно.
      Во время пасов, ведения старайтесь чтобы ребёнок смотрел не только на мяч. Как только более или менее нормально овладел на низкой скорости, добавляем какие-то моменты, связанные с тем, что ребнок должен поднимать голову и оценивать ситуацию. Например, таблички с цифрами или буквами. Наблюдательность можно развивать и когда ведёте в школу или на тренировку. Например, прошли дом какой-то "Ой, а сколько там этажей?". Потом, "а что было на пятом справа балконе третьего этажа?"
      Сразу наседать не стоит. Сначала обратите внимание на недочёты. Лучше всего сосредоточить внимание на работе с мячом. Также найдите грамотного тренера по гимнастике, акробатике или хоть какой-то аэробике. Нужно работать на гибкость. Упражнения на гибкость не только "тянут", но и реально укрепляют мышцы, делают их более стойкими к нагрузкам, которые будут с возрастом только увеличиваться.
      Это самые общие рекомендации. Также особенно следите за питанием, закаливание.

      Видалити
    2. Добавлю, гибкость улучшает и скорость мышц. Поэтому важно, всё-таки, видеть. Важен комплексный подход. Те же кувырки вперёд-назад тоже развивают скорость. А также координацию, умение группироваться при падениях, даже "небоязнь" упасть.

      Видалити
  3. Alex, спасибо за ответ.
    Еще один вопрос. Вот я Вас читаю уже довольно длительное время; почему Вы еще не сделали нечто такое:
    https://www.youtube.com/channel/UCmh9ehiwBoknWV_k8yR86Kg
    ?

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Можно на ты.
      Да, подобные идеи были в том числе, но всё это требует определённых условий. Поэтому блог из isport плавно перекочевал сюда и как-то живёт. Это получился максимум.
      К тому же я никогда не рассматривал себя как журналиста и даже блоггера. Скорее мне бы хотелось заняться больше практической, а со временем и исследовательской частью. Но это требует соответствующего образования и связей. На данный момент с первым сложнее. Но посмотрим. Не люблю загадывать.

      Видалити
  4. Я знаю, що кілька років тому Ви писали про спонсорство у футболі. Були цікаві ідеї. Як Ви відноситися до спонсорства від беттінгових компаній? Зокрема мова і про дитячо-юнацький футбол. Наприклад, 1xbet в Африці має безліч спонсорських проектів. І я, наприклад, вважаю, що це необхідна соціальна складова. Люди робили, роблять і будуть робити ставки на спорт. Тож добре, коли воно все цивілізовано і частину прибутків беттінгові компанії можуть направляти в розвиток спорта, особливо в бідних країнах, таких як Камерун, Бурунді, або ДРК.

    ВідповістиВидалити
    Відповіді
    1. Я погоджуюся з Вами попри певну контроверсійність. Але, з іншого боку, букмекери непоганий показник того, чи є матч договірним, чи ні. Ну і спонсорство теж потрібний напрям роботи. Наскільки я знаю, вони спонсорують і жіночий футбол в Африці.

      Видалити