середа, 2 жовтня 2013 р.

Arsenal vs Napoli. 2-0. Arsenal это Театр

Арсенал - Наполи, 2-0.
Если честно, ожидалось больше от Наполи. Но гости не оказали должного сопротивления «канонирам». Счёт мог быть и больше, будь расторопнее Рэмси, Росицки, точнее Уилшер.
Но, обо всём по порядку. Небольшой тактический анализ матча прилагается.


Стартовые составы и формации
Рафаэль Бенитес оказался достаточно прогнозируемым. Это была формация 4-2-3-1 с небольшими изменениями в составе. Маджо заменил Место. А Пандев вышел вместо Игуаина. Остальные игроки, принимавшие участие в матче против Боруссии, остались на своих местах.

Рис. 1. Стартовые составы и формации


В превью к матчу здесь указывалось, как Венгер решит проблему отсутствие естественных широких игроков. Тренер Арсенала блестяще справился с задачей.
Венгер выбрал формацию 4-3-3. Это логично не только с позиций отсутствия Уолкотта, Касорла или Подольски. так как в превью указывалась и другая задача, прессинговать.
Формация 4-3-3 позволяет лучше владеть пространством, лучше прессинговать и имеет превосходство 3 vs 2 в центре полузащиты.
Отметим, что в обороне Арсенал перестраивался в 4-4-1-1. Ёзил занимал позицию под нападающим.
Мне кажется, Бенитес не ожидал, что Венгер выставит такую формацию.

Без мяча
Только во втором тайме игроки Наполи получили мяч. Посудите сами, вот статистика пасов: 711 против 412. Очевидно, что больше пасов делает та команда, которая владеет мячом. И Арсенал владел мячом, 63 % против 37 %. И то, своё владение Наполи получил только во втором тайме.
В превью я указывал, что Арсенал не будет играть без мяча. Венгер явно сделал ставку на то, чтобы команда больше владела мячом. Формация 4-3-3 этому способствует. Даже если соперник пытается закрыть зоны, игрок с мячом почти всегда имеет двух партнёров для паса.
В свою очередь, это лишило мяча Наполи. Когда у вас нет мяча, слишком очевидно, вы не можете создать много моментов.
Можно предположить, что Бенитес сделал ставку на контратаки. Было заметно, что Наполи отдало инициативу и выжидало свой момент.
Но такая тактика привела к тому, что Арсенал получил много возможностей на 1/3 поля. А Наполи проиграло битвы в центре, на флангах и, соответственно, в обороне. 
Почему Наполи проиграло практически всё?

Прессинг
Снова о формации. Когда вы играете в 4-3-3, вам проще заполнять пространство. Арсенал не сделал много отборов, 14 против 19. Задачи прессинга Арсенала были простыми: отодвинуть Наполи от центра поля, заставить игроков Наполи ошибаться и, тем самым усложнять переход в атаку.
Арсенал насыщал своими игроками всю половину поля Наполи, причём очень компактно. Любая попытка гостей вывести мяч через пас имела сложности. А дальние пасы были малоэффективными из-за того, что впереди не кому особо было бороться за мяч.
У Наполи, надо сказать, не было больших возможностей быстро перейти в атаку. В превью я указывал, это особенность итальянского стиля. В Италии редко прессингуют и игроки могут спокойно начинать свои атаки от линии обороны.


Наполи проигрывает центр
Решение Венгера выставить формацию 4-3-3 дало Арсеналу шансы в полузащите. Фламини выполнял роль традиционного полузащитника оборонительного плана. Но, иногда, Фламини был достаточно смел и шёл вперёд.
Артета, привычно, пасовал из глубины, выполняя роль плеймейкера, но на шаг выше своей привычной позиции. Обычно Артета играет достаточно глубоко. Но Фламини позволил Артете играть смелее.
Рэмзи, уже традиционно, тоже идёт на шаг выше своей позиции. Фактически, Рэмзи становится ещё одним игроком атаки.
Таким образом, в матче было классическое противостояние полузащит 3 vs 2. Гамшик был «отрезан» как от атаки, так и от своих партнёров по полузащите.

Рис. 2. Гамшик (fourfourtwo.com)


Вы можете видеть, что Гамшик действовал, больше, в центральной зоне. По факту, Гамшику удалось отдать всего два обостряющих паса (обозначены голубым цветом).
А что же Инлер и Берами?

Рис. 3. Инлер (fourfourtwo.com)


Как видим Инлер был достаточно активным. Но, снова. Большинство пасов Инлера идут на фланги. Потом, во втором тайме, когда Арсенал отдал территорию, Инлер шёл вперёд, пытался бить или пасовать. Но видно, что игра через центр не клеилась.

Рис. 4. Берами (fourfourtwo.com)


Если бы не один заблокированный удар, то игра Берами и вовсе была бы печальной.
Арсенал, благодаря прессингу и смелости своих полузащитников, "отжал" центральных полузащитников Наполи от центра поля.
Но лучшим показателем игры является схема усреднённых позиций игроков.

Рис. 5. Усреднённые позиции игроков (Whoscored.com)


Не нужно думать, что гости из Неаполя были компактными. Это говорит о том, что футболисты Наполи были «зажаты» в центре поля. А их игра была направлена на то, чтобы обороняться.

Проигранные фланги
Тактически это нормально, когда центральный полузащитник отправляет мяч на фланг. Инлер так и делал. Когда у вас мяч, вы стремитесь расширить игру. И фланги лучшее место для того, чтобы доставить мяч к воротам соперника. Ведь соперник сужает пространство, защищая среднюю зону, и открывает фланги.
На бумаге, когда кто-то играет 4-3-3, считается, что идёт узкая игра. В превью указывалось, что многое будет зависеть от смелости крайних защитников и вингеров.
Кальехон и Инсинье это традиционные вингеры. Но, во-первых, они были без мяча. Во-вторых, вы можете видеть на рисунке 5, как они узко играли.

Рис. 6. Инсинье (fourfourtwo.com)

Обратите, сколько пасов назад у Инсинье. Сколько из этих пасов сделано далеко от ворот Арсенала.

Таким образом, и у Арсенала, и у Наполи, организация игры на флангах строилась через крайних защитников. Со стороны Арсенала, учитывая формацию, это очевидно. Со стороны Наполи, это не понятно. Попытка переиграть полузащиту лондонцев в центре? Сомнительная затея.
В целом, крайние защитники были активны. Традиционно более активным был Сунига.

Рис. 7. Сунига (fourfourtwo.com)

И снова, куда отдаются пасы? Видно, что крайний защитник Наполи не имеет много вариантов. Тут есть и «вина» крайнего защитника Арсенала. И Санья и Гиббз «перекусили» оппонентов на флангах. Но, по разному.
Гиббз был активным, но в меру. В основном он был тихим и держал свою позицию.
А вот Санья, наоборот, шёл вперёд, активно поддерживал атаки. И тут был ещё дополнительный смысл.

Асимметрия от Венгера
Это уже традиционно для Арсенала Венгера, текучая линия атакующих полузащитников. Но тут, кажется, Венгер даже превзошёл себя.
Я не могу сказать, что это признаки плана на игру. Хотя и не исключаю этого. По меньшей мере, Венгер мог указывать на это.
Но Арсенал та команда, которая ищет слабые и сильные стороны соперника. Нет ничего удивительного в том, что группа атаки «канониров» смещалась в центр и чуть правее.
Во-первых, тут действовали непростые игроки соперника: Сунига, Инлер и Инсинье. Эту троицу имело смысл подавить. Во-вторых, эти же трое шли в атаку, открывали свои зоны и давали пространство игрокам Арсенала.
Если вы вернётесь к рисунку 5, то увидите, сюда смещались Жиру, Ёзил и Рэмзи. Также здесь играл Артета в качестве оттянутого плеймейкера. А Росицки, наоборот, смещался в центр и даже чуть левее. Это путало игроков Наполи и, в тоже время, позволяло справа от середины количественно насыщать зону. А слева от середины, Росицки оттягивал игроков обороны Наполи на себя. Плюс, Росицки мог поддерживать развитие атак справа, при подключениях Гиббза.
Кроме этого есть цифры, говорящие о том, что ось центра полузащиты сработала. Артета дал 12 пасов на Ёзила. Рэмзи дал 11 пасов на Ёзила. И Фламини также отдал 11 пасов на Ёзила.

Голы
Нельзя сказать, что голы Арсенала не выходили из логики игры. Мощный старт, большое желание и смущение Наполи.
Да, именно смущение. Иного объяснения голам найти трудно. Наполи не выдержало и 10 минут.
Гол Ёзила выглядит странным именно для Наполи. Немца не просто оставили одного, а дали ему огромное пространство.

Рис. 8. Гол Ёзила

Гол Жиру стал следствием ошибки Бритоса. Прессинг, конечно. Но и Бритос сыграл далеко не лучший матч.
Но, опять же, не доиграли центральные защитники. Да, они были лицом к воротам и спиной к Жиру. Однако, само развитие достаточно простой комбинации должно показывать опытным игрокам, что форвард идёт замыкать пас. А значит, защитник должен закрыть его, быть раньше на передаче.

Рис. 9. Гол Жиру


Жест отчаяния
Обратите внимание на следующий рисунок.

Рис. 10. Стороны, откуда наносились удары по воротам (Whoscored.com)

Вы можете видеть, что большую часть ударов Арсенал наносил из средней зоны. Это наиболее опасная для взятия ворот зона. У Наполи, по сравнению с Арсеналом, процент ударов из средней зоны заметно ниже. А эффективность ударов сбоку, по понятным причинам, не высокая, так как площадь ворот ограничивается. Нужно больше мастерства или удачи. А, в современном футболе, далеко не каждый техничный игрок атаки получит шанс спокойно пробить сбоку так, чтобы вырезать мяч в дальний угол.
Но не это жест отчаяния. Дальние удары. Вот настоящий жест отчаяния. Бенитес явно дал установку бить больше по воротам, в том числе и с большой дистанции.
Да, дальние удары имеют смысл, но не всегда. Потому что это эффективно только при сложении ряда факторов. Причём удачном сложении. Мало просто бить, надо попадать в ворота.

Рис. 11. Удары Наполи по воротам (fourfourtwo.com)

Нужно ли это комментировать?

Выводы
Название этой записи больше относится к стилю игры Арсенала. Он изящен, причём настолько, что в этом есть нечто театральное. Это всегда интересно смотреть, как «канониры» комбинируют, как вступают в отбор, как пасуют. Иногда это кажется совсем иррациональным, не нужным. Но это и формирует неповторимую игру Арсенала.
Если говорить о матче, то поводов для эйфории не так и много. Есть объективные причины.
1. Быстрые голы. Они имели своё влияние на психологию Наполи. Это трудно отрицать. Только ко второму тайму гости оправились от потрясения. Но, похоже, не до конца.
2. Арсенал выглядел лучше физически. А вот игроки Наполи выглядели несколько уставшими и не столь подвижными.
3. Бенитес выбрал слишком осторожную тактику. Она не дала дивидендов в обороне ворот. И давала слишком мало шансов в атаке. Это было частой причиной критики Бенитеса во время его работы в Челси.
Проще говоря, Наполи позволил Арсеналу играть в свою игру. Команда Бенитеса не выдержала стартового натиска, пропустив быстрые мячи. И, похоже, у Бенитеса не было плана «Б». Играть на контратаках при счёте 2-0 у вас не получится. Вам нужно атаковать.

Но это хороший матч для Арсенала и его болельщиков. Матч, который придётся забыть в игре с Боруссией. Дортмунд умеет прессинговать и играть с высокой линией обороны. 

Немає коментарів:

Дописати коментар