четвер, 7 серпня 2014 р.

Физическая подготовка в футболе. Часть 4, принципы, методы и подходы

Любая, даже самая практическая работа имеет определённый теоретический базис. Физическая подготовка, в футболе, не исключение. Здесь мы рассмотрим более конкретизированный теоретический базис.

Напомним, для чего нужна физическая подготовка. А нужна она, если кратко, чтобы футболист мог выполнять технические и тактические действия на высоком уровне в течение всего игрового времени и в течение сезона. И, конечно же, чтобы футболист выполнял действия на поле лучше и быстрее соперника.
Начнём, собственно, с задач физической подготовки.

 Фото с семинара по физической подготовке в Осло (UEFA.com)
Принципы физической подготовки
Хоть и кажется всё это нудной и далёкой от практики теорией, но, это основа. И эта основа важна для формирования качественного комплекса физической подготовки. Давайте рассмотрим эти принципы.
Принцип единства специальной и общей физической подготовки.
В чём суть? В том, что при подготовке футболистов используются упражнения из специальной физической подготовки и общей физической подготовки (ОФП).
Специальная физическая подготовка это комплекс упражнений с набором определённых тактико-технических действий. Болельщики говорят (часто ошибочно) «тренировки с мячом». Есть даже распространённое заблуждение о том, что у всех современных тренеров футболисты тренируются исключительно «с мячом». А упражнений по ОФП мало. Но, как показывает практика, полностью отказаться от ОФП нельзя.
Некоторые силовые качества, гибкость, скорость и координация, выносливость, тренируются эффективнее упражнениями из ОФП. Потому что эти упражнения специализированно развивают отдельные качества.
Практика некоторых детских тренеров показывает, например, хорошие результаты по координации от 2-х занятий в неделю танцами. В некоторых клубах применяются упражнения из йоги. Но чаще всего, тренеры используют обычные методики упражнений ОФП.
Специальные упражнения необходимы для развития специфических действий. Например, пас в одно касание на высокой скорости. Но, повторимся, без хорошей общей физической подготовки нельзя говорить о подготовке специальной. Если скорость игрока низкая, то о каком пасе «на скорости» может идти речь? Первым на мяче, скорее всего, будет игрок соперника.
Принцип максимального проявления качеств в тренировках
Внешне напоминает принцип из «старой школы», но, на самом деле, он подтверждается и современными наблюдениями.
Суть принципа в том, что на тренировках игровые упражнения выполняются с максимальной самоотдачей (максимальные нагрузки). Тогда и в игре действия будут выполняться тоже на максимуме. Потому что организм учится раскрывать свои возможности. Без «обучения» получить нужные показатели в игре просто не получиться.
Принцип вариативности нагрузок
Замечено, что даже максимальные нагрузки не всегда ведут к прогрессу. Организм к ним «привыкает», адаптируется. В итоге, вместо прогресса, заметное снижение уровня подготовки.
Увы, даже на высоком уровне можно наблюдать, что далеко не все тренеры используют данный принцип. А это, в итоге, добавляет ещё и количество травм.
К тому же этот принцип призван учитывать скорость восстановления футболистов после матчей. Она у всех разная и определённые изменения нужны. Отсюда и следующий принцип.
Принцип индивидуального подхода.
Конечно, речь идёт об использовании этого принципа в разумных пределах. Большинство действий, в современном футболе, групповые. Поэтому кто-то, во время тренировки комбинаций, будет работать «на пределе», а кто-то на 80 %. И тут подойти индивидуально сложно.
Тем не менее, разумная индивидуализация нужна. Она позволяет сосредоточить внимание на тех качествах конкретного футболиста, которые отстают. Например, одному нужно больше работы на скорость, другому на выносливость. Также принцип индивидуального подхода используется для игроков после травмы.
Принцип повторяемости или цикличности
Суть цикличности в повторении комплекса упражнений, общих подходов и т.п. через определённые промежутки времени – циклы.
Обычно принято разделять промежутки на микроциклы (межигровые), мезоциклы (средние циклы) и макроциклы. С какой целью? Дело в том, что в каждом цикле решаются определённые тренировочные задачи. Для удобства организации тренировочного процесса и используется периодичность.
Микроцикл, чаще всего, представляет собой недельный промежуток. Он состоит из периода восстановления (для тех, кто играл в предыдущем матче), периода интенсивной тренировки и восстановительного периода перед игрой.
Периоды восстановления не означают отдыха. В идеале, на следующий день после матча футболисты проходят целый комплекс процедур (от бега до массажа) для ускорения процесса восстановления. Перед игрой, обычно, нагрузки составляют 50-65 % от предельной (пиковой). Пиковые же нагрузки достигаются в период интенсивной подготовки.
Во время периода интенсивной подготовки тренер может решать как актуальные задачи, так и стратегические. Например, в качестве актуальной задачи, может быть быстрый розыгрыш определённых комбинаций. А в разрезе стратегических задач – тренировка скоростных качеств, как средствами ОФП так и специальными упражнениями.
А что, если в неделю два матча?
Задача тренерского штаба значительно усложняется. Используются специальные средства интенсификации процессов восстановления. Сам матч, в середине недели, по факту является «пиковой» частью микроцикла. Как если бы в этот день была тренировка с максимальной нагрузкой. Тем не менее, современные клубы и тренеры просто обязаны иметь достаточно широкий и глубокий состав для ротации. В противном случае неизбежны травмы и общий спад. Во многих случаях спад может начаться, например, в следующем сезоне или даже через пару сезонов после очевидного прогресса команды (пример, «Боруссия Дортмунд»).
Макроцикл состоит из подготовительного, соревновательного и переходного периодов. Тут тоже есть свои моменты. Во время подготовительного периода сначала повышается объём тренировок, а лишь потом растёт интенсивность выполнения упражнений. Сначала преобладают упражнения на ОФП, а потом растёт доля специальных упражнений (технико-тактических). В Западной Европе, в подготовительный период входят товарищеские и «выставочные» матчи (различного рода коммерческие турне по Северной Америке, Азии). Поэтому считается, что в Западной Европе 4 периода, подготовка к сезону, «вкатывание в сезон», соревновательный и заключительный.
Во время переходного периода, после фактического окончания сезона, в идеале, команды не должны сразу уходить в отпуск. Происходит постепенное снижение нагрузок. В первую очередь игроки нуждаются в психологической, эмоциональной разгрузке. Многие клубы, для этого, проводят серию товарищеских матчей. Но, также специалисты предлагают использовать нефутбольные, но спортивные увлечения игроков.
Кстати, подход к циклам в физической подготовке в Южной и Латинской Америке несколько отличается. Особенно в странах, где играют по системе «двух чемпионатов» в году.
Принцип «от простого к сложному»
Как освоение упражнений, так и определённых тактико-технических действий должно строиться от простого к сложному. Хотя это кажется вполне очевидным, многие тренеры этот принцип игнорируют. Особенно те, кто только принял команду. Впрочем, иногда и тренеров понять можно, ведь от них требуют быстрый результат.
Непрерывность физической подготовки
Хочется назвать этот принцип самым основным. Профессиональное отношение на протяжении всей карьеры должно быть.
Конечно, футболисты «тоже люди», и небольшие паузы, дни нарушения режима, допустимы. Но только в том случае, если они спланированы и, как не удивительно, являются частью плана физической подготовки.
А вот если футболист начинает отклоняться от определенных установок и рекомендаций, то всё становится хуже. И никакая «повышенная интенсивность» не вернёт игрока на былой уровень. Может, через определённое время. Но, на практике, многим игрокам так и не удаётся вернуться.
Отметим и то, что тут вмешивается фактор того, что требования к футболистам становятся серьёзнее. Нужно быть ещё быстрее, ещё выносливее.
В общем
На практике, даже в топ-клубах, не всегда следуют описанным выше принципам. Следует отметить и то, что в теорию вмешивается фактор непредсказуемости. Хотя это вовсе не отменяет важности стратегического планирования на сезон. Главный тренер должен достаточно чётко выработать турнирную стратегию, варианты возможных изменений.
Да, это большой риск. Но, как показывает практика, лучше иметь стратегию, чем не иметь её.

Методы тренировки
Начнём с того, а какая задача у тренировки? Этот простой вопрос, поверьте, многих поставит в тупик. На самом деле, всё просто.
Задача тренировки это получение определённого эффекта, результата. Конечно, на практике, задачи тренировки конкретны. Но здесь, в этом разделе, важно понимать, от чего зависит эффект тренировки. Он, конечно, зависит от разных факторов. Но один из таких факторов – метод тренировки.
Существует два основных метода организации тренировки: непрерывный и с перерывами. В чём их суть?
Все задачи тренировки, условно, можно разделить на два вида:
1) достижение функциональных сдвигов;
2) достижение тактико-технических сдвигов.
Если тренер хочет получить функциональные сдвиги (скорость, сила, выносливость), то он использует метод непрерывной тренировки. Суть метода в том, что игроку даётся определённое задание, которое он выполняет без пауз.
Конечно, интенсивность нагрузки может быть как постоянная, так и переменная, низкая и высокая.
Если интенсивность низкая, то это, как правило, упражнения, которые направлены на восстановление. Высокая интенсивность и нагрузка говорит о желании тренера получить прогресс по определённому параметру или нескольким параметрам.
Переменная интенсивность выполнения упражнений направлена на адаптацию к реальным игровым нагрузкам. Например, схема: ускорение – шаг – бег - ускорение.
Но если речь идёт, больше, о тактико-технических действиях? То есть, важны, например, точность паса, скорость обработки мяча, завершение игровой комбинации точным ударом.
Тогда тренер использует метод тренировки с перерывами. То есть, между упражнениями делаются паузы и футболисты, некоторое время, находятся в состоянии полного покоя для восстановления функций.
Дело в том, что тактико-технические упражнения требуют чёткой пространственно-временной согласованности действий, которая зависит и от точности. Если точность будет снижаться из-за усталости, особенно на фоне высокой интеллектуальной нагрузки (сложная комбинация), то и эффект от упражнения тоже. Так как, по сути, само упражнение не будет выполняться. Поэтому важны паузы для восстановления.
Конечно, тренеры не выбирают какой-то один метод. Они исходят из определенных задач и целей, например, на матч, на определённый турнирный период и т.п. И на этот период используют тот или иной метод, даже в рамках микроцикла.
Как пример. После матча метод непрерывных тренировок с низкой интенсивностью и небольшим объёмом упражнений для восстановления. Потом метод непрерывных тренировок с постоянной интенсивностью для получения эффекта по параметру выносливость. Потом, на пике цикла, непрерывная тренировка с переменной интенсивностью. Перед матчем, тренировка с перерывами для отработки действий в игре с конкретным соперником.

Средства подготовки
Собственно, средствами подготовки являются упражнения. Их делят на разминочные и основные.
Часть упражнений может использовать в рамках тактико-технической подготовки. Например, одно из упражнений на развитие скорости и скоростной выносливости – рывок. Оно может использовать и при разучивание определённой комбинации.
Тренерам вообще следует очень чётко учитывать нагрузку. А, для этого, контролировать определённые показатели. В том числе, делается биохимический анализ крови на содержание лактата. Контролируются показатели (нормативы) по бегу на определённые дистанции. Также оценивается общее самочувствие игрока. Во многих топ-клубах проводятся и психологические тесты, как косвенные показатели физического состояния и самочувствия.
Кстати, психология очень сильно привязана к физической подготовке. Оптимальные функциональные кондиции увеличивают уверенность, спокойствие игрока. Снижение кондиций (говорят ещё, «не в форме») прямо отражается на уверенности игрока, его эмоциональном состоянии. Например, игрок может быть слишком вспыльчивым или наоборот, можно наблюдать заторможенность. А в особо запущенных случаях, когда игрок сильно утомлён, можно наблюдать апатию и признаки депрессии.
С другой стороны, психология может влиять на физические кондиции. Проблемы в личной жизни прямо отражаются на уровне физической подготовки. Причём даже без нарушения режима.
Но у тренеров, как правило, 20 с лишним человек. И это без «ближайшего резерва». Разбираться с личными проблемами каждого – некогда. Хотя, конечно, с ключевыми игроками тренеры стараются проводить более индивидуальную работу в ряде случаев.
А в остальном тренер руководствуется личными подходами и видением. Кто-то старается разнообразить упражнения, сделать их необычными. Другие предпочитают использовать «палочную дисциплину». Подход каждого тренера это, почти, «ноу-хау», творческий продукт, основанный как на личном опыте, так и серьёзных исследованиях.
Учитывая то, что физическая подготовка не самая интересная, физически и психологически, достаточно сложная часть тренировки, подход тренера имеет значение. Поэтому часто работу тренера называют ремеслом.
Есть ещё один тонкий момент. С помощью упражнений (точнее средств физической подготовки) тренер может управлять так называемым «пиком формы». Но, об этом, в разделе ниже.

Способы организации тренировки
В этом разделе отметим, что тренеры также должны эффективно использовать время тренировки и площадь. Для этого есть различные способы организации тренировки.
Начнём с того, что тренировки делятся на: индивидуальные, групповые и командные.
С целью эффективного использования пространства и времени тренер может использовать различные формы исполнения упражнений. Остановимся на них кратко.
Фронтальная. Все игроки выполняют одно и то же упражнение, как правило, поперёк площадки. Достоинства и недостатки очевидны. Тренер может хорошо видеть всех игроков, но мало вариантов для индивидуального подхода к каждому игроку.
Групповая тренировка на точках. Игроки делятся на группы, каждая из которых выполняет определённые упражнения на определённой части поля (зала или местности, в зависимости не только от места, но и задач тренировки).
Тренеры могут делить игроков на группы по различному принципу. Например, на группы оборонительного и атакующего плана. Или на группу основных игроков и «резерв».
Часто, в разрезе групповых тренировок тренер ставит отдельным игрокам индивидуальные задачи. Но, также, тренер может сосредоточить внимание на коллективной работе для наработки взаимопонимания, например, между центральными защитниками или всей линией обороны, включая и вратаря.
Очевидным недостатком данного способа является то, что сложно оценивать нагрузку в целом для команды. Также тренер вынужден концетрировать внимание на отдельных группах, исключая наблюдение за другими группами игроков.
Маятниковая тренировка. Разновидность групповой тренировки, в которой игроки делятся на группы, а группы на подгруппы. Подгруппы, после выполнения упражнений, меняются местами. Часто такой способ используется в тактико-технических тренировках.
Круговая тренировка. Игроки делятся на группы, которые выполняют упражнения в определённых точках. По команде тренера (обычно после определённого времени), группы по кругу переходят на следующую точку.
Данный метод часто используется тогда, когда нужна высокая интенсивность тренировки. При переходах и после прохождения круга, как правило, паузы незначительны или отсутствуют. Но тут нужна очень чёткая организация тренировки и высокая самоотдача от игроков. Впрочем, и сам тренер должен соблюдать осторожность. Чрезмерная интенсивность даст негативные последствия.

Некоторые вопросы на тему «у нас» и «у них»
Скажу честно, здесь, по большому счёту, использованы основы, которые применялись ещё в «советской школе». Выпускники специализированных ВУЗов вряд ли узнают что-то новое.
Дело в том, что в СССР и многих социалистических странах существовало понятие «единой системы подготовки». Она предполагала единый базис. Но, конечно, у каждого тренера сохранялся свой, индивидуальный подход.
Но и на Западе, как не странно, тоже был и есть теоретический базис. Причём, в отличие от постсоветского пространства, этот базис развивается.
Возьмём такой период, как подготовительный. Многие помнят традиционные сборы перед началом сезона, «намотку километражей», борьбу с «отпускным» лишним весом и другими последствиями отдыха. Это казалось вполне естественным, загнать спортсменов подальше от «соблазнов и цивилизации». Что, впрочем, не исключало «излишеств». О попойках на базах в болельщицкой среде ходят легенды, успешно запускаемые самими «ветеранами спорта». Впрочем, тут же ходят рассказы о сумасшедших нагрузках, интенсивных упражнениях. А вот каковы достижения советских клубов в еврокубках, скажем? Незначительные.
Так что, теория не верна? Теория, как раз, верна. Всё дело в подходах. Тот ужасный капиталистический принцип профессионального спорта оказался куда более серьёзным стимулом для мотивации. То, что в Украине и России он извращён, совершенно другая история. Когда ты знаешь уровень нагрузок футболистов в АПЛ, не очень сильно завидуешь их зарплатам. К тому же физическая подготовка, по большей части, лежит в плоскости индивидуальной работы. Хочешь – работай, не хочешь… сдавай тесты и посмотрим, пройдёшь ли ты в основной состав. Другими словами, игрок может потратить время на работу в зале, на поле или на видеоигры и ночные клубы. Есть программа тренировки, есть контрольные параметры, остальное на твоей совести.
Многие удивятся, но описанные здесь теоретические принципы используются и на Западе. Другое дело, повторю, подходы. А также, некоторые нюансы.
Опять же, возьмём подготовительный этап. Футболисты в Украине и России, отправляются на сборы. В Западной Европе, в принципе, тоже можно назвать этот процесс «сборами». Но кроме этого клубы проводят коммерческие туры, в который, всё-таки, играют в футбол. Замечено, что тренеры западных клубов не особо склонны форсировать физическую подготовку. И многие склонны «набирать форму» в игре. Но это тоже, как оказалось, заблуждение. На самом деле, в ряде клубов, проходит достаточно интенсивная подготовка, сопоставимая с физической подготовкой военных подразделений специального назначения. Конечно, с большой поправкой на специфику задач. Тем не менее, разговоры о том, что там «физику не тренируют», это заблуждение. Тренируют и ещё как. Хотя, вопрос как именно. А точнее, после интенсивного периода происходит снижение тренировочных нагрузок. И дальнейший набор формы происходит через товарищеские матчи и игры в первых турах чемпионата.
Итак, повторимся, всё дело в организации, форме и методах тренировки, а также в выборе средств.
Например, одна компания хвастается методикой и соответствующим оборудованием, с использованием строп, которыми пользуются игроки «Ливерпуля».  Название системы TRX. На полях Западной Европы можно увидеть и позабытую, у нас, бинтрезину. Упражнения с такими «пружинящими» снарядами хорошо развивают и силу, и гибкость.
Вообще большое количество компаний, на Западе, предлагает свой «исключительный» метод подготовки. Тренеры и игроки, как правило, выбирают интересные и, порой, необычные. При этом, нельзя забывать об исключительном коммерческом интересе. Но и здесь не всё просто. Компании вкладывают немалые деньги в исследования, многие из которых длятся несколько лет. Сами комплексы упражнения и методики должны давать результат. В противном случае удар по репутации разработчика неизбежен. Но и с учётом готовых методик тренерам по физподготовке не легче. Ведь им приходится решать локальные задачи клуба. И приходится, на свой страх и риск, вносить корректировки, что-то убирать и чем-то дополнять.
Увы, часто проблема не столько в том, что они ушли вперёд. А проблема в том, что у нас «ушли назад». К тому же, многие давно существующие комплексы упражнений не совсем соответствуют специфическим требованиям футбола. В любом случае, отставание «отечественной школы» имеет место быть. И, в итоге, как с тем же автомобилестроением, момент может быть окончательно упущен. А чем это грозит? Тем, что у нас будут использоваться неадаптированные к местным условиям (турнирным, климатическим, генетическим) методики и комплексы физической подготовки. Причём как на клубном уровне, так и на уровне сборных с очевидным результатом.

 Рентгеновский аппарат
Пик формы – миф или реальность
Считается, что теория «пика формы» появилась в 1970-х годах в «циклических» видах спорта типа лёгкой атлетики, велогонок или лыжных гонок.
Разговоры о «пике формы» активно поддерживаются разговорами футболистов (особенно ветеранов), журналистами и аналитиками различного калибра. Последними особенно.
Начнём с того, существует ли пик формы? Да. Как в карьере, так и в течение сезона существуют пиковые периоды. В течение карьеры футболиста пик карьеры, обычно, приходится на 23-27 лет, когда можно наблюдать эффективный  баланс скоростных качеств и выносливости.
Но болельщики, конечно, чаще говорят о пике формы в течение сезона.
Пик формы в течение сезона тоже существует. Однако, в отличие от индивидуальных, циклических видов спорта всё имеет свою специфику.
Почему пик формы существует? В течение года, даже у неспортсменов, можно наблюдать периоды «подъёма» и «спада». В один период мы физически активны, работоспособны, настроение хорошее. Но есть периоды, когда всё буквально падает из рук и раздражает даже мелочь. Здесь влияют различные факторы. В первую очередь усталость (физическая и психологическая) и естественные биоциклы нашего организма.
Теорию «вывода на пик формы», конечно, пытались использовать и в игровых видах спорта. В футболе, в том числе и В. Лобановский. Однако любая теория на то и теория, что она требует проверки. Уже сейчас даже в лёгкой атлетике подходы другие. Что уж говорить о футболе?
В футболе, сейчас, основная задача набрать определённую физическую форму и поддерживать её в течение сезона исходя из количества матчей и соревновательного графика. Причём, после сильных нагрузок, перед началом сезона, например, в Западной Европе, используют период снижения нагрузки. В чём смысл? Силовая и скоростная работа истощает организм. Рвутся мышечные волокна, разрушаются запасы энергетических веществ о которых мы писали раньше. Но что происходит потом? Организм начинает быстро восстанавливаться, от 2-3 дней до 18 дней. При этом запасы энергетических веществ растут, как и растёт объём мышц. И они становятся больше, чем были до тренировки.
Задача тренера поймать период этого восстановления и снова «дать нагрузку». В противном случае организм быстро избавиться от ненужного топлива» и мышечных волокон. Теоретически, с каждым разом форма спортсмена будет улучшаться на протяжении всего сезона (пик суперкомпенсации). Но это теоретически. На самом деле «попасть» в нужный момент очень сложно. Недостаточно средств для анализа, а значит, у тренера нет нужной информации. Плюс индивидуальные особенности организма, разные по физической и психологической нагрузке матчи. А футбол это не лыжные гонки, это игра командная.
Поэтому тренерам приходится очень непросто. Ведь в чём смысл? Тренер «руководит» физической подготовкой с помощью средств тренировки (комплекса упражнений и содержания), интенсивности и объёма тренировки, а также методов тренировки.
Поэтому в футболе понятие пика физической формы относительно. К соревновательному периоды футболисты, в идеале, выводятся во время периода восстановления после нагрузок. Их физические параметры ещё не оптимальны. Но снижение нагрузки до 60 %, на самом деле даёт набор формы. В том числе через товарищеские матчи или упражнения «с мячом». После этого тренер опять «даёт нагрузку» через определённый период времени. Но ещё раз повторимся, по объективным причинам тренер может просто не попасть в нужный период.
Плюс, у футболистов длительный соревновательный период. Физическая и психологическая усталость накапливается. Поэтому в мезоцикле нужны паузы, смена средств тренировки (то есть, использование новых и интересных упражнений, но с привычным подходом).
Если футболист провёл относительно ровный сезон, в матчах с высокой интенсивностью «выкладывался» так, как того требовала игра, то тренер по физподготовке и главный тренер справились со своей задачей.
В плане турниров за рамками соревновательного периода (Чемпионаты Мира, Чемпионаты Европы) практически то же. Но, как понимаете, разнятся подходы тренеров. Кто-то, подобно сборным Бразилии и Испании на ЧМ-2014 «вкатывался» в первых матчах турнира. Кто-то сразу вошёл в пике, как сборные Германии и Голландии, потом лишь «поддерживая и набирая».
Некоторым сборным не повезло. Лидеры сборных Испании и Португалии, такое ощущение, явно не успели восстановиться после сложного сезона в клубах. Заметно это было и по Месси, Ди Марии в сборной Аргентине. Оба игрока выглядели тяжеловато в начале турнира. 
Пик формы не миф, а вот выход на него – большая удача. Поэтому в современном футболе тренеры стараются поддерживать физическую форму. Достигается это, как указывалось выше, средствами и методами тренировки. Но также, следует знать, и процедурами восстановления, в том числе, с использованием специальных процедур, оборудования и… средств фармакологии (не путать с допингом!). Поэтому для современных футбольных клубов важна база с современными тренажёрами, оборудованием для тренировок и восстановления.
С учётом того, что всё это становится важным с 15 лет, понятно, что футболистов мирового уровня всё труднее делать по методам 50-100 летней давности.

Некоторые особенности тренировок для детей
Кажется, что эта часть может быть интересной. Хотя и здесь вы не найдёте единого мнения по ряду вопросов у соответствующих специалистов.
Раньше в футбол приходили в возрасте 7-8, а то и 9 лет. Сейчас ДЮСШ набирают ребят в возрасте 6-7 лет. Можно, в целом, говорить о достаточно эффективном начале занятий футболом с 4-х и даже 3-х лет. Хотя последнее чаще относится к индивидуальным тренировкам или небольшим группам (7-8 детей).
Но родителей чаще всего интересует вопрос физической подготовки. Ведь взрослым хочется, чтобы их ребёнок был самым быстрым, сильным и ловким. Насчёт физической подготовки у детей существуют и определённые заблуждения.
Начнём с того, что существует самое главное правило – не спешить там, где не надо.
Конечно, многие качества лучше тренировать в определённом возрасте. Но это не значит, что ребёнок сразу должен показывать невероятные результаты. Да и сами показатели тестирования (сравнение с установленными нормативами), часто, субъективны. Почему?
Детский организм, как и человеческий вообще, это большая загадка. В 7-8 или 10 лет ребёнок может показывать хорошие результаты (или наоборот), а через 2-3 года результаты могут оказаться иными.
А слишком большие нагрузки в детстве могут привести к тому, что в 18 лет придётся закончить с карьерой из-за травмы (страдают колени, спина).
Самые маленькие (6-10 лет).
Начнём с того, что дети тренируются по отдельным, «детским» методикам. Внешне это может быть похоже на тренировку взрослых. Но всё равно, есть отличия.
Основной упор на развитие скорости, координации. Конечно, важна техника, и вполне реально закладывать основы тактики. Но мы говорим о физической подготовке.
Кроме этого тренеры обязаны следить за развитием позвоночника. Современные дети много проводят времени в положении сидя (школа, компьютер), что негативно сказывается на позвоночнике. Хотя, не удивляйтесь, эту рекомендацию можно найти в литературе конца 1970-х гг.
В процессе тренировок рекомендуется большое количество соревновательных упражнений.
Но главное, это масса позитивных эмоций и удовольствия от тренировок и самой игры. Увы, многие родители даже обычную «двухсторонку» воспринимают слишком эмоционально, что проявляется не только в психологическом давлении на детей, но и в физическом воздействии.
Младшие школьники (10-13 лет)
В этот период времени можно наблюдать определённую стабилизацию физический и психологических качеств. Увеличивается вес, объём мышечной массы. Обычно, происходит значительное улучшение координации. В том числе за счёт изменений в деятельности мозга. Можно наблюдать стабилизацию психики, улучшается память, восприимчивость.
Поэтому с 11-12 лет дети начинают хорошо осваивать сложные технические и тактические упражнения. Причём наилучшие результаты в освоение через имитацию и подражание. Так что очень важна роль тренера, который способен показать то или иное действие.
Допускается высокая интенсивность упражнений, но обязательно должны быть паузы. Детский организм не обладает достаточной выносливостью. Хотя детский организм очень быстро восстанавливается. В этом возрасте важны: полноценное питание, сон не менее 10 часов в сутки.
Кстати, на Западе, в этом возрасте детей «нагружают» интеллектуальной составляющей. Они должны хорошо ориентироваться на поле, уметь выбрать позицию.
Старшие школьники (13-15 лет)
Во всех отношениях сложный возраст. Ещё недавно ребёнок демонстрировал хорошие показатели, но начинаются проблемы.
Основная проблема в том, что по объективным причинам нарушается координация, теряется ловкость. Внутри организма также происходят изменения. Рост увеличивается, а мышечная масса не успевает за ростом костей. В этот период можно наблюдать повышение количества мышечных травм. Конечно, психика, из-за переходного периода, дестабилизируется. Перепады настроения, высокая чувствительность. А ещё желание быть оригинальным, но, при этом не выделяясь из толпы таких же «оригиналов».
И, тем не менее, это тот возраст, когда в Южной Америке и Европе, собственно, начинается карьера настоящего футболиста.
В плане физической подготовки в 15 лет вводятся отягощения, тренажёры и вообще специальные комплексы для тренировки силы. Хотя, конечно, интенсивность и нагрузка небольшая. Для решения проблем с координацией особое внимание уделяется тренировкам ловкости и подвижности.
В целом
На сегодняшний день бытует мнение, что физическая подготовка, для детей, должны быть вспомогательной, второстепенной по отношению к технической и тактической части тренировок.
Тем не менее, позволю себе отметить, в младшем и среднем детском возрасте нужно активно развивать скорость, гибкость, подвижность и ловкость. На самом деле физическая подготовка в детском возрасте это хороший базис. Просто она должна быть правильно и грамотно организована.

Вместо выводов
Как можно видеть, физическая подготовка непростая часть тренировочного процесса. Та часть, которая скрыта от болельщиков.
Но эта часть развивается вместе с наукой и самим футболом. За многие годы работы выведены теоретические принципы построения тренировочного процесса. Не обошлось без ошибок и заблуждений. Многие тренеры игнорируют теоретические принципы. Скорее всего, в угоду своим подходам.
Можно ли их винить? Сложно сказать. Иногда ошибки и заблуждения, выбор «своего пути» ведут к чему-то большому. Чаще, «свой путь» может завести в никуда. Но так как тренер отвечает за результат, то он отвечает и за свой путь.

Хотя, тренеры должны помнить, что футболисты «тоже люди». 

Немає коментарів:

Дописати коментар