вівторок, 14 листопада 2017 р.

Анатомия тренерских решений

Во время анализа и обсуждения матчей, эксперты и болельщики часто оперируют данными по факту. Но как тренеры пришли к этим решениям? Почему тренеры не изменяют свои подход к организации игры?  


Результаты многих матчей, при определенных обстоятельствах, становятся просто предсказуемыми. Здесь, например, хорошее исследование о командах Моуриньо http://carrick.ru/blogs/struggle-of-jose-mourinho/
Но есть и другие исследования, в которых сопоставляются статистические данные по многим параметрам. Как здесь https://statsbomb.com/2017/04/how-different-managers-are-affecting-premier-league-relegation/
Многие факты наглядно показывают, что тренеры, как будто, находятся в плену какой-то несоответствующей реальности модели принятия решений.
И это касается не только футбола. Аналогичные примеры мы можем наблюдать при изучении исторических персон, менеджеров в бизнесе, в наших личных отношениях.  

В этой заметке исключительно личный и до конца не сформированный взгляд на то, что же, собственно, влияет на решения футбольных тренеров. И это, отнюдь, не праздное любопытство.
К сожалению, бытует распространенное мнение, что «в футболе нет логики». Активное развитие анализа, футбольной статистики, использование научных методов говорит об обратном. И фигура тренера также не может оставаться за пределами общей тенденции. Подходы тренеров к решениям, их мотивы и другие факторы являются объективными для прогноза успеха клуба под руководством данного тренера. А в идеале, подобный подход поможет  определять оптимального кандидата на пост тренера.
Также важным является вопрос о том, почему тренеры не меняют стиль и следую, как писал В. Лобановский, «по своему пути».

Эта запись вряд ли относится к действительно серьезному исследованию. Но все же.

Немного об особенностях работы мозга
Принятие решения это один из сложнейших процессов, на самом деле. Даже если вы принимаете решения в течение секунд, это требует использования значительных ресурсов. При этом мозг может даже «отключать» многие функции. Например, принимая решение человек может незаметно для себя перестать ходить (как в одном из многих экспериментов).
Практически каждое решение тренера является важным. Выбор оборонительной системы, подбор исполнителей, организация тренировочного процесса. И как же мозг осуществляет выбор?
Прежде всего, наш мозг воспринимает информацию. Это очень важно, так как решения принимаются на основе информации. Прежде всего, это знания, опыт и некая текущая информация (аналитические данные, зрительная информация, пресса). Даже если информации недостаточно, мозг все равно опирается на некий информационный базис. Таковыми являются предположения, гипотезы, анализ косвенных факторов и т.п.
По одной из теорий наш мозг состоит из двух «систем принятия решений».
Одна логическая и медленная. Во время работы «медленной системы» вы тщательно оцениваете информацию, используете логику, критичное мышление.
Вторая быстрая, «интуитивная». Механизм второй «системы принятия решений» скрыт. Считается, что он отвечает за многие обычные решения. Например, какой хлеб купить, как переключить передачу в автомобиле с механической коробкой передач, как отреагировать на случайный толчок в переполненном метро и т.п.
На практике, конечно, все сложнее. Между двумя системами, в силу особенностей работы мозга и внешних обстоятельств, возникают конфликты, которые и влияют на решения.
Суть конфликтов это то, что в англоязычной литературе называется cognitive biases или в русскоязычной литературе когнитивные искажения. Иногда их неверно называют «предубеждения» или «установки». Когнитивные искажения это отклонения от рациональности в суждениях (мышлении). Эти качества развились эволюционно. Потому что очень часто нам приходится принимать информацию в условиях недостатка времени, информации, под внешним давлением. Поэтому, условно, этапы анализа сокращаются.
Но часто, мозг играет злую шутку. Он как бы подменяет реальность, искажает ее и создает собственную. Что еще хуже, мозг «самостоятельно» формирует объяснения причин того или иного решения.
Со временем формируется то, что я называю «модель мышления». По сути, это искаженное восприятие реальности с искаженными реакциями. Причем эти реакции (действия и решения) не меняются. И чем дальше, тем больше идут в разрез с реальной (рациональной) реальностью.

Факторы, которые влияют на принятие решений
Очевидно, что первым фактором является «модель мышления». Также, наверное, будет «игровой стиль». В этом случае игровой стиль подразумевает некие базовые принципы построения игры и, соответственно, тренировочного процесса, на которые тренер будет опираться. Вместе с моделью мышления игровой стиль формирует «тренерский стиль». Этот фактор настолько большой и значительный, что мы рассмотрим его ниже более подробно.
Здесь рассмотрим другие факторы, которые тоже влияют на принятие решений.
Личность тренера.
В нашем случае это такое комплексное и достаточно размытое описание социальных черт конкретного человека. Это выработанные привычки, темперамент, психологический настрой, опыт и знания, которые определяют поведение человека.
Очевидно, что личность тренера является очень важным фактором. Личность будет определять способность или даже смелость тренера в использовании «медленной системы принятия решений». Но также личность влияет на коммуникативные способности.
Коммуникативные способности.
Очень важно умение правильно донести свои решения до исполнителей. Даже самое гениальное, но не понятое (или непонятное) решение просто не будет реализовано.
При этом тренер обязан налаживать коммуникации со своим штабом, менеджментом, игроками. И это не просто умение четко и ясно выразить свои решения. Во многих случаях тренеру достаточно жеста или даже взгляда.
Репутация и авторитет.
Это один из интересных факторов. По признанию многих специалистов именно этот фактор является главенствующим в выборе тренера вместе с титулами.
При этом репутация и авторитет явно не имеют измеримых характеристик и воспринимаются по-разному. Яркий пример, О. Блохин. Об этапе его работы в ФК «Москва» до сих пор легенды ходят.
Тем не менее, считается, что тренер с определенной репутацией способен лучше воздействовать на игроков, а значит, получать результат.
Достижения и результаты.
Конечно, это больше подходит для топ-клубов, для которых важны победы в турнирах. Но для условных «середняков» и аутсайдеров также важны достижения тренера.
Еще важнее достижения для самого тренера. Это значит, что его стиль, принятые им решения, работают.
Впрочем, позитивный опыт может иметь и негативное значение. Это отключает критическое мышление, и тренер сознательно переходит к «быстрой системе принятия решений».
Негативный опыт также может работать против тренера. Для некоторых личностей негативный результат может быть своего рода вызовом. И возникает ситуация «Я делаю все правильно, но есть другие причины».
Внешние факторы
Прежде всего, это давление. Со стороны болельщиков, руководства клуба, средств массовой информации. Не всегда давление является негативным фактором. На самом деле многое зависит от реакции. Для кого-то давление может вступать дополнительным стимулом. Но в большинстве случаев, конечно, внешнее давление может значительно влиять на искажение реальной ситуации.
Также могут быть и другие внешние факторы. Например, перепродажа клуба, смена стратегии, активные действия конкурентов (смена тренеров, кадровое усиление).
К внешним факторам можно отнести и вопиющие факторы, когда руководство клуба может навязывать решения специалисту в угоду личным интересам (или искаженному представлению о реальности).
Особенности мышления.
Если мы посмотрим на многих известных тренеров, например, Венгера, Фергюсона, Конте, Гвардиолу, Сарри, Моуриньо и других, то мы отметим важную способность в их мышлении. Это способность к анализу буквально на интуитивном уровне.
Из этого можно сделать, во многом, необоснованный вывод, что «быстрая система принятия решений» также имеет аналитическую составляющую. И у многих она развита лучше.
Тем не менее, этот элемент очень важен. Сколько бы аналитиков и помощников не окружало тренера, решение всегда за ним.
Конечно, можно перечислять и перечислять факторы. Многие из перечисленных факторов (например, личность тренера) требуют более развернутого описания. Но нас интересует стиль игры, который выбирает тренер. Ведь, в конечном в итоге, он строит команду в соответствии с этим стилем.

Стиль игры
Что такое стиль игры?
Начну с того, что игровой стиль есть у всех тренеров. Даже у тренеров в аматорских командах. Просто стиль может включать некие индивидуальные элементы (и быть «индувиализированным») или нет. Также я не использую выражение «тактический стиль», как Ted Knutson. Игровой стиль это более общее понятие, которое включает и общие стратегические подходы к сезону, и даже экономические подходы, если они находятся в зоне ответственности тренера.
Стиль игры это набор подходов (способов, путей, решений) с помощью которых тренер формирует игру команды, ее развитие. Игровой стиль исходит из неких базовых принципов на основе которых она создается и развивается. Также стиль игры это своего рода общая, идеальная модель, к которой тренер стремится.
Часто игровой стиль является отражением личности и модели мышления тренера. И чем выше личное влияние на формирование модели, тем хуже. Потому что здесь могут накладываться психологические проблемы, черты характера, темперамент. А это, часто, искажает рациональное восприятие реальной ситуации.
Стиль игры, безусловно, имеет свой уровень. Хотя системный, рациональный и современный подход может использовать тренер и клуба в какой-нибудь полупрофессиональной лиге. Но очевидно, что более высокий уровень игры присущ топ-клубам. Если в топ-клуб приходит тренер, стиль игры которого не соответствует уровню, то можем наблюдать печальные времена Д. Мойеса в «МЮ» или легендарного Далглиша в «Ливерпуле» сезона 2011-2012 гг.
Игровая модель является более общим и базовым уровнем для плана на игру. Именно поэтому игровая модель, игровой стиль оказывает самое значительное влияние на принятие тренерских решений.
Соглашусь с Ted Knutson в том, что именно игровой стиль является важным критерием при выборе тренера. (это описано здесь https://statsbomb.com/2017/09/the-right-way-to-hire-football-coaches/ например). Я бы сказал, для любого лидера, менеджера важен свой стиль в работе.

Стиль игры в разрезе принятия решений
Но что в разрезе принятия решений? Стиль игры неразрывно связан с моделью мышления.
Проблема решений тренера в футболе, менеджера в бизнесе, домохозяйки в супермаркете, мужчины в DIY это субъективность выбора. Да, есть некие очевидные вещи. Когда принятие решение дает четкий и предсказуемый результат.
Но большинство решений не имеют очевидно правильного результата в итоге. Было ли решения правильным, можно будет узнать через время. Или не узнать вообще. Принятие решения осложняется влиянием многих факторов, недостатком информации, ограничением по времени и другим ресурсам.
Таким образом, наличие стиля игры это, фактически, опора для «быстрой системы принятия решений». Стиль игры позволяет принимать решения на основе некой модели, которая понятна нам и должна решать задачи в различных обстоятельствах. Фактически, игровая модель это продолжение модели мышления как модели восприятия и реакции на реальность. Только здесь речь идет о конкретной, узкой, профессиональной области. В быту, за рулем или с финансами тренер может мыслить совершенно иначе (хотя и не факт).
Также мы все стремимся взять ситуацию «под контроль», сделать любую ситуацию предсказуемой и понятной нам. Здесь есть конфликт номер один. То, что понятно и очевидно нам, не всегда понятно и очевидно другим. И доказать «свое видение» очень сложно даже если это будет логично. Потому что результат не очевиден.
Многие увидят в этом и конфликт номер два. И, действительно, он присутствует.
Любой набор базовых принципов, подходов, способов имеет ограничения. Ограничения, часто, тормозят развитие, изначально исключают другие варианты и не позволяют использовать все возможности. И, не редко, ограниченные модели показывают ложные, нереальные возможности или заставляют принимать иррациональные решения. А наш хитрый мозг найдет этому логичное и убедительное объяснение потом.
Но на самом деле вопрос только в том, насколько стиль игры соответствует кадровому выбору, конкретной ситуации в турнире и в клубе. Другими словами, насколько игровой стиль соответствует текущей реальности и способен решать реальные задачи.
В итоге, тренеры, на любом уровне, стремятся создать «чудо-систему». Это не обязательно то, что находится «в тренде», современное или инновационное. Часто это достаточно простые принципы, подходы, известные и применяемые много лет. Отсюда и копирование «чудесных» формаций, идеального кадрового состава или следование параграфам учебников и т.п.
Стиль игры позволяет тренеру быть предсказуемым не только для себя, но и для менеджмента клуба, игроков. Другими словами, это уже «модель поведения», это предсказуемость и социализация. Потому что процесс принятие решений, модель мышления скрыты и неизвестны остальным. Просто всем участникам процесса нужно понимать, где находятся ограничения, и где игровой стиль перестает быть гибким. То есть, способным подстраиваться под обстоятельства. А также важно понимать, когда игровой стиль отражает искаженное представление о реальности.
Не будем забывать и о том, что игра в футбол не является чем-то постоянным. Все аспекты игры развиваются, появляются новые тактические решения, новые подходы к организации тренировочного процесса. Поэтому важно отличать игровой стиль, которые просто не соответствует реальности, от инновационных или революционных подходов.
Таким образом, наличие игрового стиля важно. Но что важно, он должен максимально соответствовать текущей реальности в клубе и турнирах, в которых клуб участвует. В противном случае решения будут приниматься на основе неправильной модели. И тут важна модель мышления. Она должна быть гибкой, восприимчивой и критичной.
Поэтому я позволю себе не согласиться с Ted Knutson, что тренеры придерживаются одной системы, потому что не могут изучить и попробовать новую (из-за того, что все это нужно изучать опытным путем, через эксперименты). Ключевым, основным и ведущим фактором продолжает оставаться модель мышления. Она формирует и воплощает игровой стиль, тем самым, создавая то, что можно назвать «тренерским стилем».

Что влияет на формирование модели мышления и стиля игры в итоге
Как и на игровой стиль на модель мышления, кроме личных факторов, влияют опыт и знания. Но я начну с фактора «Среда».
Среда и окружение
В свое время Венгер заметил, что футбольную тактику он познавал в питейном заведении, которым владели его родители. Болельщики обсуждали футбольные матчи и ребенок, что называется, выслушивал.
Все нынешние тренеры начинали формироваться в детстве. Когда вас окружают влюбленные в футбол люди, которые действительно разбираются в футболе, это важно. Даже если вы познаете азы футбольного мастерства в городских трущобах. Тут, главное, оказаться в нужном месте.
Не будем кривить душой, СССР и постсоветские республики это не футбольные страны. В СССР катастрофически не хватало специалистов, полей. При формальной массовости и популярности в 1980-х советский футбол «на спаде». Подчеркну, речь о футболе в целом, а не отдельных клубах. Чтобы в этом убедиться достаточно перечитать В. Лобановского «Бесконечный матч».
Украинский тренер много пишет о необходимости реформы футбольной системы и указывает на Запад. Как же прав оказался Лобановский! Многие его идеи актуальны и сейчас, конечно, для постсоветских стран.
У болельщиков есть такое выражение – «физрук». Это типичный образ детского тренера при СССР в большинстве случаев. Сигарета, вытянутые «треники», бездумное мотание кругов вокруг поля. Во многих случаях – перегар. Увы, ситуация продолжает оставаться печальной и сейчас. Повторю, это основа.
Сюда же можно отнести аналитические передачи, спортивные СМИ (за редким исключением). Их уровень, в Украине, продолжает оставаться невысоким. Благо, есть Интернет. Но, все же, должна быть среда, атмосфера. Таланты не возникают просто так, из ниоткуда.
Возьмем даже Моуриньо. Он работал в одном из лучших клубов Европы, с потрясающими людьми в отличной атмосфере. Не лишенный многих талантов он смог получить много, что не прочитаешь в книгах. А на познание собственным опытом уйдут десятилетия.
Атмосфера, то есть среда и окружение, позволяют получить многие знания в чистом виде. А также повлиять и на мышление.
Я бы добавил к этому еще и общество, страны. Чем свободнее общество, чем больше красивых вещей окружает человека, тем больше вероятность его интеллектуального развития. Тем больше открыт разум. К традициям западного общества я бы добавил лгическое мышление, обоснование своих идей и рациональность.
Знания.
Современный футбол требует высокого уровня знаний во многих аспектах. В свое время Зидан мог получить тренерскую лицензию в Испании, но выбрал Францию. Хотя обучение во Франции это более длительный и сложный процесс. Почему?
Знания. Без теории попросту нет практики. Если вы не знаете основ, то вряд ли что-то сможете создать. Да, есть исключения, но для большинства людей это лишь подтверждение правил.
Пока что остается важным где, в какой школе получать знания. Багаж знаний позволяет использовать «быстрый способ принятия решений». А интеллектуальные ресурсы направить на те вещи, которые этого заслуживают.
Но часто под видом знаний выдается чужой опыт, предположения, гипотезы и даже откровенные лже-знания. В итоге, формируется некая «массовая» модель мышления. Еще на этапе преподавания эта массовая модель мышления утрачивает связь с реальностью. Этого нужно избегать с помощью критического мышления и поиска доказательств.
Опыт.
Без опыта теория мертва. Особенность тренерской профессии (и менеджера вообще) в том, что здесь нет четкого «технологического» процесса. Все познается с опытом. Вы думаете, делаете, получаете результат.
Но здесь есть ловушка. Позитивный результат часто обманчив. Мы, люди, склонны воспринимать позитивный результат исключительно в разрезе наших действий. И игнорируем другие объективные факторы. Часто, банально удачное стечение обстоятельств. Именно поэтому бизнес продолжает оставаться рискованным. Рецепта успеха нет. Ваши действия могут просто повысить шансы на успех.
В футболе также далеко не все зависит от тренера. И, что еще хуже, только после многих лет ведения статистики можно сказать, было ли то или иное решение правильным. Например, после 10 лет исследований стало очевидным, что владение мячом действительно повышает шансы команд выиграть престижный турнир – Лигу Чемпионов.
Проблема здесь очевидна. Тренер не может бесконечно обучаться. В конечном итоге, от него требуют результат. Поэтому тренер выбирает «проторенную дорожку». Прошлый опыт.
Но проблема в том, что тренер не способен поменять модель своего мышления. Она уже создана с соответствующими когнитивными искажениями. Модель может изменить только с изменениями в опыте. И это происходит. Особенно в тех случаях, когда для тренера происходят коренные изменения. Например, тренер уезжает в другой чемпионат, о котором не имеет и малейшего представления.
Уход Гвардиолы из «Барселоны» явно способствовал тем многим изменениям и эволюции подходов специалиста. Чемпионат Германии, а теперь и чемпионат Англии поставили Гвардиолу и его систему в совершенно иные условия. Заметно, что он сохранил некоторые принципы, но многое изменилось. Хотя, будем честными, немногим тренерам дадут возможность экспериментировать.
Но если человек из года в год в одном клубе и в одном чемпионате пытается реализовать свою философию, вы не дождетесь крупных изменений. Да, они могут следовать современным трендам и даже, как Фергюсон, выигрывать титулы. Но рано или поздно архаичность и отсутствие системных изменений скажутся. И пример того же «МЮ» показателен. Команда с трудом удержалась в вихре изменений АПЛ.
Таким образом, для того, чтобы модель мышления оставалась достаточно рациональной, нужен действительно новый опыт.
Систематизация
Знания, опыт и результаты должны систематизироваться. Под этим понимается не только упорядочивание накопленного, но и критическая проверка.
Проблема в футболе в том, что результат, часто, является не объективным, а субъективным показателем. Чтобы оценить результат нужно время, статистика. Часто этого просто нет. И тренеры, часто, не видят смысла менять игровой стиль и, тем более, модель мышления. Зачем?
В итоге, само мышление напоминает один из типов магического ритуала (по Фрейзеру), когда выполняется набор определенных действий. Отсюда и распространенность суеверий.
А если негативный результат? И здесь может быть достаточно оправданий, чтобы не менять многие вещи. Недостаточно времени, не очевидно, не понятно. И тренер идет своим путем.

Выводы
Человеческий мозг очень непростой инструмент. Основной этап развития нашего мозга происходил тогда, когда многих современных задач просто не существовало. Да и общая скорость жизни была иной.
Принятие любых решений продолжает оставаться сложной задачей. А в футболе и многих сферах управленческих решений она усложняется ответственностью. Наш мозг хитрый и часто стремится избежать нудного логического обоснования. И выбирает «быструю систему принятие решений».
Постепенно формируется модель мышления. Это эволюционно обоснованный шаг. За ним следует создание игровой модели как видения игры команды. Модель мышления позволяет реализовывать игровую модель в условиях дефицита времени и ресурсов. Хотя сама игровая модель ограничивает многие возможности.
Если ничего не менять, даже при позитивном результате, в конечном итоге все придет к застою и деградации. Ключевой проблемой будет то, что модель мышления теряет связь с реальностью. Также плохо для носителя то, что модель мышления остается безгрешной. Особенность мозга в том, что он может создавать собственную реальность.
В итоге, тренер начинает принимать все более иррациональные решения.
Решением является осознание необходимости изменений. И, прежде всего, в модели мышления. Только тогда будут изменения в игровой модели и ее эволюция (а моет и революция). В конечном итоге, революционные изменения в футболе (и многих других отраслях) делали люди с принципиально иной моделью мышления. То есть, отличной от некой «массовой» модели мышления, принятой в отрасли.
Также необходимо использовать критический подход и, не побоюсь этого слова, научный метод познания.

И все это не зависит от уровня клуба, в котором работает тренер. Ведь результат важен всем.

Немає коментарів:

Дописати коментар